Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

1020-летие Крещения Руси: Православие как традиционная основа жизни российского общества в прошлом и настоящем

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на XIII Питиримовский духовно-образовательных чтениях 10 октября 2008 года, Тамбов

В текущем году Русская Церковь и православная общественность отмечают значимый юбилей — 1020-летие Крещения Руси. Это событие в русской истории занимает особенное место. Во второй половине X века русский народ стоял перед цивилизованным выбором. Глубокая внутренняя убежденность в истинности Православия в соединении с политической прозорливостью князя Владимира побудили его принять Православие в качестве государственной религии, благодаря чему языческая Русь вошла в семью христианских держав, а русский народ получил доступ к неиссякаемой сокровищнице Православной культуры. Эту культуру князь Владимир воспринял от Византийской империи — самого передового в то время государства в мире, опережавшего всех в своем развитии.

Культурная и духовная связь, установившаяся между Византией и Русью много дала нашему народу, о чем свидетельствуют дошедшие до нас исторические памятники той эпохи. Зодчество, живопись, музыка и пение, воспринятые от Византии вместе с Православием, изначально носили сугубо церковный характер. В храме стали слагаться те своеобразные формы русской культуры, которые получили дальнейшее развитие и всемирное признание. Первые русские храмы, воздвигнутые и украшенные греками, послужили затем образцами собственнорусского церковного искусства. Православный храм явился на Руси средоточием художественного творчества. Иван Александрович Ильин справедливо писал: «Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических «действ» на религиозные темы; русская литература пошла от Церкви и монашества».

С принятием христианства на Руси стала активно развиваться самобытная письменность, что способствовало бурному развитию русской культуры через вхождение в ставшую родственной ей культуру православных христианских народов. Это важно потому, что язык являет собой единственное и незаменимое средство для усвоения и укоренения в душе человека высоких духовных истин. Слово необходимо для полного и верного отображения всей глубины православной веры. «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? – вопрошает апостол Павел и отвечает: — Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10.14,17). Таким образом, благодаря просветителям славян святым Кириллу и Мефодию, русские люди услышали глагол Призывающего их Бога на родном языке, понятном уму и доступном сердцу.

Самым большим даром, полученным от византийцев, стала сама Православная вера. Русские люди скоро прониклись ею и стали черпать в ней ту необычайную духовную силу, которая не только помогла выстоять против многочисленных недругов, приходивших то с Востока, то с Запада, но и стать великой державой. Народ полюбил новую веру, так как она оказывала благотворное влияние на общественную жизнь, облагораживая ее высотою и святостью своих заповедей, способствуя истреблению в обществе пороков и страстей. Народ с радостью воспринял Православие как святую и божественную истину. Вскоре он стал искренним исповедником и носителем Православия и его самоотверженным защитником. Вера проникла в русское сердце, в самую глубь народной жизни. Она стала основанием единства общества и государства, ценным достоянием народа, подлинным убеждением русской души, надежным фундаментом русской истории. Христианская вера воспитала характер народа и явилась основой его мировоззрения и культуры.

Важнейшей составляющей жизни общества является система образования. В этой области Православие оказало самое благотворное воздействие на наших предков. Оно принесло им грамотность и просвещение. Именно Православию обязана своим возникновением русская школа. Ростки российского образования изначально появились под сводами православных храмов и монастырей, являя собой первый и на очень долгое время единственный источник духовного и нравственного просвещения на Руси. Из этих школ вышли многие знаменитые пастыри и учители народа, проповедники и иерархи, общественные и политические деятели.

Не менее важным стало принятие Православия для становления политической системы страны. Сплотившись вокруг него как единого духовного начала, группа славяно-русских племен многовековым и нелегким историческим подвигом создала огромную и могущественную Православную Русь. Если прежде непременными атрибутами политической культуры наших предков были коварство и насилие, то, восприняв христианство, самоуправные русские князья, до этого ничем и никем, кроме физической силы, не укротимые, благоговейно подчинились уставам Церкви, внимая наставлениям духовных лиц и не предпринимая без совета с ними никакого важного дела. «Совещал благий совет с митрополитом», — повторяет, например, неоднократно летопись, повествуя о государственных делах святого князя Владимира. Также поступал и его наследник князь Ярослав Мудрый и его сыновья Ярослав, Изяслав и Святополк, духовным советником и наставником которых был преподобный Феодосий Киево-Печерский.

Следуя этой традиции русские князья, а впоследствии цари и императоры, среди которых немало было строителей церквей и почитателей православной культуры, во всех важных государственных предприятиях считали за правило прежде всего испрашивать благословение Божие. Они старались принимать непосредственное участие в богослужениях, в украшении церквей, в построении монастырей, а в старости многие из них принимали иноческий сан, как, например, святые Александр Невский и Даниил Московский, Иоанн Калита и Симеон Гордый, княгини: Ефросиния, мать Александра Невского, и Евдокия, супруга Димитрия Донского.

В период феодальной раздробленности, когда судьба российской государственности была под угрозой, именно пастыри Русской Православной Церкви, как в столице, так и в уделах, владея умом и совестью своей паствы, своим энергичным и непосредственным участием и вмешательством врачевали неисчислимые страдания Российского государства. Они часто являлись посредниками между враждующими князьями и миром оканчивали недоразумения между ними. В этот период времени имя и печать митрополита чаще всего встречаются на взаимных княжеских договорах. Своими кроткими, отеческими увещеваниями эти «печальники о своей Земле Русской» смиряли и умиряли враждующие стороны, предупреждали и останавливали междоусобия, вели всю Русь к братскому объединению. Такие святители, как Феогност, Алексий, Фотий, Иона, действуя на христианские убеждения и чувства русских людей, в большей степени способствовали объединению русской земли, чем вся политика русских князей. Церковь всегда оставалась мощным и неодолимым стражем русского единства и государственной цельности, и верховная власть всегда могла найти себе поддержку с ее стороны. Союз Церкви и государства был и, несомненно, должен оставаться жизненным и спасительным для России.

Чем тяжелее было русскому народу, чем более грозной была опасность, тем крепче люди стремились опереться на духовное основание, которое являла собой Православная вера. Готовясь к бою, русские воины молились, постились, причащались святых Христовых Таин. Они шли в бой под знаменами, на которых изображались чтимые святые. Вдохновленный верою, русский воин терпеливо и мужественно выносил и голод, и холод, являя доблесть, храбрость, стойкость, героизм, помноженные на удивительное незлобие, доброту, самоотверженность и скромность. Основа этих доблестей русского солдата заключалась в том, что он всегда был исполнен горячей веры в Бога и надежды не столько на свои силы, сколько на милосердие Божие. Русский солдат был силен тем, что по своему духовному устроению являлся, прежде всего, христолюбивым воином.

Благотворное воздействие христианства отразилось не только на внутренней, но и на внешней политике государства. В этом отношении с русским народом произошли самые разительные перемены. Он стал заступником слабых и угнетенных, миротворцем, народом-освободителем, который в истории пролил немало своей крови на ратном поле, никогда не начиная войны по собственному почину, ради своей выгоды, а всегда только для защиты Православной веры и Отечества или других народов.

Одним из самых важных институтов общественной жизни является семья. И в этой сфере Православие не могло не оказать своего влияния. Христианство, сообщившее высочайшее благословение семейному союзу, на Руси также приняло семью под свое покровительство, что способствовало ее существенному возвышению и одухотворению. В итоге на совершенно иных началах стало осуществляться семейное строительство, поменялся взгляд на семью и на место женщины в ней. Вспомним слова апостола Петра, который призывает мужей: «Обращайтесь благоразумно с женами, …оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Петр. 3, 7).

Говоря о влиянии Православия на устроение семьи в России, нельзя не упомянуть также и о том, что оно в корне изменило отношение родителей к детям. Словами Евангелия и устами духовенства Православие напоминало русскому народу о Спасителе, Который защищая детей, указал на ценность их неиспорченной души — «таких есть Царствие Божие»! (Мф. 10,14). Возвышая нравственное значение детства, христианство налагает на родителей огромную ответственность за них. Вместо неограниченной власти отца и рабского страха детей пе- ред родителями Православие положило в основу их отношений взаимную любовь, призывая детей к благодарности родителям, а родителей — к бескорыстной заботливости о детях.

Идеал православной христианской жизни неуклонно воплощался на протяжении практически всей истории России. Выступив объединительной силой, Православие заложило прочную основу всех общественных и семейных ценностей русского человека. Оно открыло истинную красоту добродетели и величие нравственной чистоты. Эгоизм, бессердечие и жестокость под благотворным воздействием православной культуры стали признаваться греховными безнравственными явлениями.

Православие было положено краеугольным камнем великого здания российской государственности. На нем зиждется наше национальное единство, цельность и самобытность. В России, как нигде, можно обнаружить тесное сближение и взаимопроникновение веры и народности. Православие сплотило политический организм России и упрочило ее могущество, всесторонне проникло во все сферы жизни русского народа и наложило свою неизгладимую печать на все проявления его общественной жизни. Можно сказать, что Православие стало и, слава Богу, остается пока душою России.

Роль Православия в истории и культуре нашей страны мы не можем не соотносить с реальными духовными проблемами, с которыми столкнулось современное общество, унаследовавшее их из минувшего ХХ столетия. В течение многих десятилетий государственная власть сознательно стремилась исключить духовное воздействие на общество со стороны Русской Православной Церкви, последовательно боролась с любым проявлением русской национальной духовной традиции. Результат известен. Цивилизация, имевшая в своей основе пафос богоборчества, рухнула. И даже теперь, когда наше общество стремится преодолеть тяжелые последствия прежнего, построенного на атеизме устроения социальной жизни, с сожалением можно констатировать, что в некоторых сферах общественной жизни продолжают господствовать или, по крайней мере, оказывать серьезное влияние на состояние умов прежние стандарты минувшей безбожной эпохи.

Наше неокрепшее еще гражданское общество, ощущая до сих пор инерцию эпохи господства коммунистической идеологии, в то же время оказалось под влиянием не менее губительных для сохранения отеческих культурных и духовных традиций и столь же чуждых для православной цивилизации либеральных стандартов. Они порой косвенно, а иногда и прямо способствуют проявлению в человеке моральной распущенности. Либерализм воспитывает в человеке гедонизм и эгоизм. Концепция либерализма покоится на идее освобождения человеческой личности от всего, что понимается ею как ограничение ее воли и ее прав. Действительно, свобода человека предопределена Божиим замыслом, и нарушение ее является грехом. Когда апостол Павел призывает к свободе, он говорит о предназначении человека быть свободным во Христе, то есть освобожденным от пут греха. Общество, исповедующее либеральную «псевдосвободу», неизменно попадает в область лукавства и самообмана. Либеральная идея не только не призывает к освобождению от греха, она поощряет греховные проявления чело- века, если они не входят в противоречие с законом и не нарушают свободы другого человека. Согласно либеральному подходу, свободный человек вправе отбросить все, что сковывает его, препятствует ему в утверждении греховного эгоизма. Православие призывало и призывает человека к целомудрию, воздержанию, трепетному отношению к ближнему. Главная христианская добродетель, любовь всегда простирается до самопожертвования. Разве станет человек, приверженец либеральных установок, который ставит своей главной целью достижение максимального комфорта и поддержание любой ценой определенного уровня жизни, создавать, например, крепкую и большую семью и заботиться о воспитании детей? Молодому поколению исподволь внушается: берите от жизни все. Но ведь очевидно, что всего на всех не хватит, а это означает, что, на пер- вый взгляд, простой лозунг (или как теперь говорят – «слоган») пропагандирует в обществе неустойчивость, чреватую общественным недовольством и социальным взрывом. От такого лозунга всего один шаг до преступления и криминализации общества. В этой связи закономерной выглядит статистика, согласно которой значительный процент наших молодых современников готов совершить преступление ради денег.

Еще в XIX веке писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Гуманность, отрицающая Бога, логически приводит к бесчеловечию; цивилизация без просвещения Христова — к одичанию; прогресс без Христа — к регрессу, где нет Духа Божия – там деспотизм и тирания».

Общество и государство обеспокоено ситуацией, складывающейся в области демографии. Экономический фактор играет в этом вопросе важную роль. Однако справедливо и другое. В экономически благополучных странах сокращается рождаемость, причем часто среди наиболее обеспеченных слоев общества. В то же время среди малообеспеченных семей в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки население стремительно растет. Возникает впечатление, что наличие материальных благ, которыми придется делиться, наличие комфорта, которым придется жертвовать, может быть важной причиной отказа от рождения детей. В Православии в чине Таинства венчания, когда поется песнопение, посвященное христианским мученикам, Церковь говорит человеку, что брак – это ответственность, брак – это труд, брак – это жертва. Человек, не способный в случае необходимости к серьезному самоограничению, обречен стать в своей жизни не столько созидателем, сколько разруши- телем. Вот в чем заключается серьезная опасность, связанная с укоренением в обществе либеральных ценностей.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в одном из своих посланий говорит замечательные слова: «Бог есть Свет, и нет в нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Ин. 1, 5-6). Эти слова красноречиво свидетельствуют о невозможности достижения компромисса с грехом, какими бы благовидными предлогами он не прикрывался. Мы видим, что свет есть свет, и тьма есть тьма, и черное невозможно сделать белым. В последнее время нам стараются внушить, что необходимо быть более снисходительными к самым разным проявлениям падшей человеческой природы, в том числе к детоубийству, блуду, даже в извращенных его формах, к однополым бракам и т.д. Несмотря на все попытки вписать эти противоестественные явления в нормальные общественные отношения, христианство никогда с этим не примирится, пом- ня слова Священного Писания: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим. 1, 28-29).

Обратимся теперь к системе отечественного образования. Полагаю, что многие современные педагоги могут согласиться, что отечественное образование по-прежнему переживает не самое лучшее время. Мы склонны часто обличать подрастающее поколение, обвиняя его во многих грехах, однако давайте честно скажем, что в данной ситуации наших детей следует, прежде всего, пожалеть. Ведь с экранов телевизора молодому человеку говорят одно, в школе он слышит другое, а в семье сталкивается с третьим. Что же мы можем предпринять для наших детей в современных условиях? Церковь, руководители разных уровней, педагоги и православная общественность многое делают в этом направлении. В некоторых регионах положено начало преподаванию «Основ православной культуры» в школах, открываются православные гимназии. Однако не все и не везде получается. Например, не удается повсеместно ввести в сетку часов школьной программы преподавание ОПК. Для обсуждения этой темы нередко собираются руководители, педагоги, заинтересованные стороны. Каков же результат? Там, где были проявлены воля и здравый смысл, где забота о духовно-нравственном состоянии детей поставлена во главу угла — «Основы православной культуры» преподаются. Кроме того, принимаются местные законы, если их нет на общегосударственном уровне, запрещающие нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение и другие общественные пороки. Это только начальные, но весьма желательные шаги по улучшению духовно-нравственной атмосферы в обществе. Их, несомненно, следует продолжать. Важно, чтобы активнее, особенно в городах, появлялись полноценные православные гимназии как центры распространения православной культуры в системе общего среднего образования. Ведь если пассивность в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи будет продолжаться, то очень скоро некому будет преподавать основы любой культуры, поскольку население России катастрофически сокращается. Надо действовать уже сегодня. Так и поступают те, кто радеет за свою культуру, за свой народ и за Отечество.

По нашему глубокому убеждению в основу государственно-общественной модели развития страны должна полагаться не либеральная модель, а твердая целенаправленная политика утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений системы традиционных для России ценностей. И потому непраздный вопрос о том, какими должны быть законодательство, образование, культура, социальные отношения, общественная мораль, есть вопрос о том, сохранится ли наша национальная цивилизация? Найдет ли она свое место в мировом сообществе наций? Выживем ли мы как православный народ?

В истории Российского государства, к сожалению, однажды пытались прервать православную культурную и духовную традицию. Для народов, населяющих Россию, это имело тяжелые невосполнимые потери. В настоящее время, если мы хотим быть продолжателями великих предков, нам следует преодолеть наследие атеистической эпохи, результаты разрушительных для страны либеральных преобразований 90-х годов ХХ в. и задуматься над тем, всё ли мы делаем в согласии с нашими духовными и культурными традициями или, наоборот, поступаем вопреки им.

Православием освящены практически все выдающиеся свершения, все победы русского народа. Неудачи и катастрофы, случавшиеся в российской истории, были связаны с отходом от отеческих православных традиций. Русский народ всегда был си- лен своей верой. Без веры он изменял самому себе и утрачивал дарования, которые получал от Бога. Наша совместная задача – Церкви, государства, общества, каждого человека — сделать так, чтобы традиционные ценности стали основой жизни российского общества. Если мы этого не сделаем, то будем долгое время оставаться на перепутье, увлекаясь губительными для народа идеями. Прекрасно сказал поэт:

Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Доклад опубликован в журнале «Тамбовские епархиальные вести», № 10, 2008.

Comments are closed.