Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

Церковная пресса и информационно-издательская деятельность Тамбовской епархии в контексте регионального развития на рубеже эпох

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на Первом международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» 16 ноября 2004 г., Москва

О церковной прессе как явлении общественной мысли в России и о её влиянии на общество можно говорить уже с середины XIX века, когда процессы преобразований в Российской империи, связанные, прежде всего, с реформами 60-х гг., стали выражаться и в виде формирования навыков общественного самосознания и общественного мнения.

Наряду с имевшимися центральными органами церковной печати, такими как «Церковный вестник», «Церковное обозрение» и другими, в это время стала развиваться и региональная епархиальная печать. В разных городах начинают выходить периодические церковные издания. Одними из первых региональных церковных изданий общегубернского уровня были «Тамбовские епархиальные ведомости», первый номер которых появился в июле 1861 года в виде небольшой брошюры книжного формата. Инициатором создания такого еженедельного епархиального печатного органа стал епископ Феофан Затворник Вышенский, который управлял Тамбовской кафедрой с 1859 по 1863 год.

Региональная церковная пресса с середины XIX по начало XX века претерпела значительное развитие и пыталась противовостоять тем разрушительным процессам атеизации и секуляризации в обществе, которые к началу XX века приобрели катастрофический характер. В это время церковные печатные органы заметно расширяют свою «неофициальную часть», в которой, не ограничиваясь только кратким сообщением о государственных событиях, полемизируют со светской прессой, критически настроенной против Церкви, и дают свою оценку происходящему в стране. Церковная пресса имела реальную возможность повлиять на формирование общественного мнения и активно её использовала при обсуждении многих важных проблем, в частности вопросов народного образования и воспитания молодежи. К сожалению, цензура официальной власти и ее консервативная позиция по вопросу реформирования Церкви во многом не позволила церковной прессе в начале XX века коренным образом повлиять на общественное сознание. Издания либерального толка, а также нелегальные социал-демократические газеты, не обремененные никакими моральными обязательствами, не церемонились в выборе средств, чтобы выразить свою антицерковную позицию, порой глумясь над чувствами верующих. Православная Церковь не могла использовать подобные методы своих оппонентов по нравственным соображениям, и поэтому антицерковные атеистические кампании ее противников нередко имели успех.

Говоря о светской прессе на рубеже XIX — XX вв., мы можем отметить, что многие тенденции современной светской прессы и ее восприятие церковной среды не только сохранились как наследие прошлого, но и имеют свое негативное развитие. Сравнивая региональную церковную прессу на рубеже XIX — XX вв. с нашей современностью, когда мы так же преодолеваем переходное время, следует сказать, что многие проблемы, обозначившиеся в начале XX в., не решены до настоящего времени.

Информационное поле современной Тамбовской области, которая по сравнению с Тамбовской губернией по площади стала меньше почти в три раза, значительно расширилось. Количество СМИ по сравнению с началом XX в. возросло в ней за минувший век в несколько десятков раз. Сегодня в области существует 48 светских газет, в том числе 12 областных и 30 районных; 16 телеканалов (включая районные); 6 радиостанций; 11 радиовещательных проводных каналов (включая районные).

Во многих перечисленных светских областных и районных газетах периодически издаются православные приложения и листки. Кроме того, Тамбовское епархиальное управление и некоторые приходы Тамбовской епархии издают несколько собственных православных газет. В епархии существует около десяти православных передач на телевидении и по радио. Деятельность Тамбовской епархии, начиная с 2003 года, стала освещаться и в электронных СМИ. Прежде всего, это официальный сайт Тамбовской епархии и другие сайты и электронные страницы в интернете духовно-патриотического или образовательного характера, например официальный сайт Православного военно-патриотического клуба «Русь» и сайт духовно-просветительского центра имени архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

В области насчитывается 55 печатных периодических изданий, из которых почти треть является или епархиальными, или светскими, стремящимися на постоянной основе объективно рассказывать читателям о жизни Церкви. Вместе с тем, практически в каждом периодическом издании Тамбовского региона в той или иной мере печатаются материалы о Православии. В районных газетах существует специальная рубрика, где публикуются информационные статьи о церковных праздниках и о традициях, связанных с ними. Освещая церковные события, региональные СМИ, в большинстве своем, стремятся идти в ногу со временем и, в немалой степени, исходят из современного уровня церковно-государственных отношений. Качество подачи материала бывает разным, чаще всего это зависит от редакционного коллектива и от мировоззренческих установок главного редактора. Можно сказать, что в региональной тамбовской печати в целом нет такого периодического издания, которое отказывалось бы размещать на своих страницах информацию о церковной жизни.

Одной из важных проблем современных СМИ как центральных, так и региональных, является вопрос журналистской этики. Звучащие нередко предложения о введении этической цензуры в наши дни способствуют появлению точек зрения, часто диаметрально противоположных друг другу, однако насущность конструктивного решения этого вопроса говорит сама за себя, когда мы начинаем обсуждать проблемы воспитания современной молодежи. Разработка и принятие этических правил, устраняющих непрофессионализм, а также некорректные приемы и действия в подаче информационного материала некоторых СМИ, явились бы хорошим подспорьем в решении многих общественных проблем.

Ни для кого не секрет, что для того чтобы издание было доходным, оно должно приобрести коммерческий характер. Чтобы материал был захватывающим и быстро раскупаемым, коммерческие издания очень часто отступают от нравственных принципов и спекулируют на человеческих страстях. Публикуемый материал в них имеет, как правило, криминальную или аморальную подоплеку. Он должен быть кричащим и раскрывающим какую-нибудь интригу. Некоторые журналисты откровенно признаются, что если в номере появляется материал, имеющий негативно-эмоциональный окрас, то этот номер газеты быстро раскупается. Многие из корреспондентов стремятся рассказывать именно о таких событиях и ведут их целенаправленный поиск, потому что это выгодно. Для сравнения можно сказать, что в региональной прессе за полосу подобного печатного материала в коммерческом издании автор может получить примерно 200-400 рублей, в то время как в муниципальном издании за статью культурного или образовательного характера такого же текстового объема журналист получает не более 60-80 рублей. Такого рода дифференцированный подход, ярко выраженный не в пользу образовательного и воспитательного блока информации, требует соответствующих действий от государства и от российской общественности, направленных на поддержку тех СМИ, которые ориентированы на развитие образовательно-культурной жизни общества.

В настоящее время в Тамбовской области региональные теле- и радиоканалы предоставляют в телевизионном и радиовещательном эфире время для освещения значимых церковных событий. В то же время, анализируя программную сетку теле- и радиопередач, нельзя не увидеть, что из года в год идет планомерное сокращение образовательных и культурных программ. Все направлено только на то, чтобы СМИ носили рекреативный, развлекательный характер. Многие тамбовские тележурналисты, занимающиеся образовательными и историческими программами, сетуют, что им приходится все больше заниматься не созданием интересных познавательных передач и тем более короткометражных фильмов, для которых не осталось вообще времени на теле-, радиоканалах, а готовить лишь промежуточный репортажный материал. При таком подходе, когда из центра диктуются подобные условия распределения эфирного времени, местные СМИ в контексте регионального развития перестают быть информативно-емким культурно-развивающим и воспитательным средством.

Решение данной проблемы отчасти видится в укреплении и расширении сети региональных церковных СМИ. Для этого в епархии проводятся встречи с руководителями и коллективами газет как областного, так и районного уровня, на которых вырабатываются приоритеты и общие цели сотрудничества. Недавно такая встреча Управляющего Тамбовской епархией прошла с коллективом областной газеты «Тамбовская жизнь». В 2003 году в епархии образован Информационно-издательский отдел, на основе которого создается общеепархиальная структура информационно-издательской деятельности. Данный отдел занимается работой сайта Тамбовской епархии, изданием епархиальной газеты, сбором информации и аналитической деятельностью. С целью увеличения числа журналистов, занимающихся освещением церковной жизни, Тамбовская епархия привлекает молодых студентов факультета журналистики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Для того чтобы воспитанники Тамбовского духовного училища смогли более активно принимать участие в информационной, миссионерской, образовательной деятельности епархии, в здании училища был оборудован класс дистанционного интерактивного обучения, ведется работа над созданием книжного собрания для фундаментальной библиотеки училища, одним из разделов которой будет отдел периодики. Для развития информационно- издательской деятельности на приходах вводится должность приходского летописца, которому вменяется в обязанность сбор информации о жизни и истории прихода, написание статей, подготовка и издательство приходских листков и газет. Для этой же цели возможно и введение, как это было в епархиях до революции, должности помощников настоятелей по разным направлениям церковно-общественного служения. Один из таких помощников мог бы отвечать за информационно-издательскую деятельность.

Осознавая насущность решения многих общественных проблем на рубеже эпох, необходимо понять, что их решение возможно при объединении усилий общества, государства и Церкви в деле нравственного просвещения соотечественников, воспитания у подрастающего поколения чувства любви к культурно-историческим традициям Отечества, уважения к духовному наследию нашего народа. В этой важной работе неоценимо значение церковных средств массовой информации – центральных, региональных, местных. Они становятся эффективными проводниками добра, мира, единения и вносят свой весомый вклад в решение конкретных задач образовательной, воспитательной, просветительской, социальной и миссионерской деятельности Церкви на современном этапе.

Доклад опубликован в журнале «Тамбовские епархиальные вести», № 12, 2008.

Comments are closed.