История Тамбовской епархии

История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы.

Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.

В семи верстах от Тамбова епископ Питирим основал Предтеченский монастырь, ставший тихим приютом тамбовского подвижника, любившего монашеское уединение и молитву. По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим ископал колодец, вода которого обладала целительными свойствами.

Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого была родная сестра святителя Питирима — Екатерина.

Умелой хозяйственной распорядительностью епископ Питирим укреплял и благоустраивал Тамбовскую епархию. В результате просьб по жалованным грамотам епархии были переданы Рождественский и Матвеев монастыри, Сергиева и Вышенская пустыни. Обстоятельства обратили внимание святителя Питирима на Николаевский Черниев монастырь, основанный донским казачеством в XVI веке. Монастырь имел прочные связи с Москвой, его исключительное положение чрезвычайно усложняло жизнь насельников из-за зависти соседей. По настойчивому прошению епископа Питирима Черниев монастырь был приписан к Тамбову. С этого времени исчезла над монастырем казачья опека, а рачительный хозяин учел все монастырское имущество с немалыми покосами и богатыми лесными угодьями.

Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. В течение лета были устроены фундаменты и подняты стены с подкупольными столбами на 20 аршин. Внутреннее расположение и фасад собора были составлены применительно плану и фасаду кафедрального Рязанского собора. Новый собор стал любимым детищем святителя Питирима, он ревностно следил за строительными работами, был и архитектором, и строителем, и рабочим. Поднимавшийся ввысь Преображенский собор становился сердцем тамбовской земли и символом укрепившейся Церкви на территории, совсем недавно называвшейся «Диким полем».

Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. При гробнице святителя Питирима сложилась традиция, когда люди перед началом какого-либо дела приходили в собор, заказывали заупокойные панихиды о епископе Питириме и просили его о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы святителя.

При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863 гг.) в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться тамбовскому святителю.

Немалую роль в канонизации святителя Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.

27 июля 1912 года Святейшим Синодом была образована комиссия по освидетельствованию мощей святителя Питирима под председательством архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) по исследованию чудес, совершаемых у гробницы святителя Питирима. 14 января 1913 года на основании тщательно проведенных исследований комиссия предоставила протоколы своих заседаний Святейшему Синоду.

13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года — в день памяти его, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».

К этому времени Спасо-Преображенский кафедральный собор был полностью отреставрирован. В нижнем храме, где почивали мощи святителя Питирима, стены и потолки были отделена под мрамор, так что в вечернее время зажженные свечи и лампады красиво отражались. Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами. Снаружи собора также были произведены большие работы. Площадь перед собором покрыта асфальтом. В северо-восточной стороне построена открытая шатровая церковь для паломников, которых не мог вместить собор. В сотнях саженей от собора, над колодцем святителя Питирима, была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом. Над колодцем в большой резервуар наливалась вода, которая по трубам, имевшим множество кранов, шла к богомольцам. К колодцу вела широкая мраморная лестница. Для предстоящих торжеств заготовлено роскошное парчовое облачение: розово-голубое, с золотистым отливом, архиепископом Кириллом были выписаны из патриаршего архива ноты XVII века — времен святителя Питирима и устроен хор из диаконов и псаломщиков епархии, в его составе было более 200 человек. Хор размещался в Духовной семинарии, где проводились спевки в течение всего лета.

На торжества прибыли следующие архипастыри, уроженцы Тамбовской епархии: Высокопреосвященный Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; Преосвященные: Василий, епископ Черниговский и Нежинский; Тихон, епископ Уральский; Амвросий, епископ Михайловский, викарий Пензенской епархии; Варлаам, епископ Гомельский, викарий Могилевский епархии, а также настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей, настоятель Вышенского монастыря архимандрит Ипатий, настоятель Иоанно-Предтеченского Трегуляевского монастыря архимандрит Иринарх и многие другие настоятели монастырей Тамбовской епархии. В торжестве принимали участие и все настоятели приходских церквей города Тамбова, а также многие архимандриты, игумены, иеромонахи, протоиереи и священники из других епархий, причем некоторые прибыли с Крестными ходами. Ввиду начавшейся первой мировой войны некоторые Крестные ходы были отменены.

25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные Крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму.

27 июля 1914 года перед всенощным бдением в Спасо-Преображенском кафедральном соборе мощи святителя, более двух веков почивавшие в соборе, были изнесены на середину храма для всенародного поклонения.

28 июля (10 августа — н. ст.) 1914 года во всех храмах города Тамбова совершались торжественные богослужения с целодневным колокольным звоном. Крестным ходом мощи святителя Питирима были обнесены вокруг Преображенского собора и поставлены в нижнем храме у южной стены, рядом с Никольским приделом, некогда возведенным трудами святителя. Высокую торжественность в дни канонизации создавало пение сводного хора духовенства Тамбовской епархии. В верхнем храме собора был освящен престол в честь святителя Питирима. В торжествах приняло участие до 50 тысяч человек. Прибыть большему количеству паломников помешала начавшаяся война. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и на его колодце.

Вскоре после торжеств над мощами святителя Питирима была сооружена мраморная сень с золотым верхом, по углам которой изображены ангелы со скрещенными рипидами. Рака установлена под аркой между Благовещенским и Никольским приделами, и сюда перенесены святые мощи святителя Питирима.

После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.

В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии.

Здесь, у мощей святителя Питирима, явившегося для тамбовской земли «воистину неоскудной врачебницей», и сегодня можно приложиться к честной ризе святителя, которая, как свидетельствуют строки из акафиста святителю Питириму, «на недужные полагаема, дарует исцеления» всем немощным и скорбящим людям.

10 августа (28 июля — ст.ст.) 2004 года в Спасо-Преображенском соборе прошли торжества, посвященные 90-летию канонизации святителя Питирима. В этот день за богослужением пел возрожденный сводный хор духовенства Тамбовской епархии. Вокруг собора с мощами святителя Питирима был совершен Крестный ход, который возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Шацкий Иосиф, викарий Рязанской епархии. В 2004 году в соборе по благословению епископа Феодосия был восстановлен иконостас нижнего храма Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Русская церковная история богата подвижниками, которые оставили о себе добрую память. Святость их жизни основывалась на безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу. Они стремились поведать современникам животворную мудрость и свой жизненный опыт. Таким святым подвижником являлся и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.

Собственно о монастырях Тамбовской епархии можно сказать, что в начале XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских и 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А. Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).

Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбов. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышинская пустынь (1625 г.). Санаксарский и Саровский монастыри были открыты уже после основания города, в 1636 году. Первая обитель открылась в 1659 году, вторая — в 1706.

В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области.

26 декабря 2012 года в административных границах Тамбовской области образована Тамбовская митрополия.

В наше время на территории Тамбовской митрополии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.

Тамбовская митрополия поделена по территориальному признаку на 3 епархии: Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую.

 

Список правящих архиереев, служивших в Тамбовской епархии со времени ее основания (с указанием лет служения на Тамбовской кафедре)

1. Леонтий, епископ Тамбовский и Козловский (февраль 1682 — 1 июля 1684 гг.).
2. Питирим, епископ Тамбовский и Козловский (15 февраля 1685 — 28 июля 1698 гг.).
3. Игнатий (Шангин), епископ Тамбовский и Козловский (май 1699 — 23 августа 1699 гг.).
4. Стефан (Яворский), митрополит Рязанский, временно управляющий Тамбовской епархией (август 1699 — 1720 гг.).
5. Пахомий (Симанский), епископ Тамбовский и Пензенский (25 мая 1758 — 1766 гг.).
6. Феодoсий I (Голосницкий), епископ Тамбовский и Пензенский (9 ноября 1766 — 23 декабря 1786 гг.).
7. Феофил (Раев), епископ Тамбовский и Пензенский (14 сентября 1788 — 22 декабря 1811 гг.).
8. Иона (Васильевский), епископ Тамбовский и Шацкий (29 марта 1812 — 26 апреля 1821 гг.).
9. Феофилакт (Ширяев), епископ Тамбовский и Шацкий (22 мая 1821 — 20 мая 1824 гг.).
10. Афанасий (Телятинский), епископ Тамбовский и Шацкий (5 августа 1824 — 5 апреля 1829 гг.).
11. Евгений I (Баженов), епископ Тамбовский и Шацкий (9 июня 1829 — 18 февраля 1832 гг.).
12. Арсений (Москвин), епископ Тамбовский и Шацкий (12 марта 1832 — 5 апреля 1841 гг.).
13. Николай (Доброхотов), епископ Тамбовский и Шацкий (14 апреля 1841 — 7 апреля 1857 гг.).
14. Макарий (Булгаков), епископ Тамбовский и Шацкий (1 мая 1857 — 21 мая 1859 гг.).
15. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский и Шацкий (1 июля 1859 — 22 июля 1863 гг.).
16. Феодoсий II (Шаповаленко), епископ Тамбовский и Шацкий (1 сентября 1863 — 16 июля 1873 гг.).
17. Палладий I (Писарев), епископ Тамбовский и Шацкий (24 июля 1873 — 9 сентября 1876 гг.).
18. Палладий II (Ганкевич), епископ Тамбовский и Шацкий (9 сентября 1876 — 4 мая 1885 гг.).
19. Виталий (Иосифов), епископ Тамбовский и Шацкий (11 мая 1885 — 8 июля 1890 гг.).
20. Иероним (Экземплярский), епископ Тамбовский и Шацкий (3 июня 1890 — 30 апреля 1894 гг.).
21. Александр (Богданов), епископ Тамбовский и Шацкий (30 апреля 1894 — 28 сентября 1898 гг.).
22. Георгий (Орлов), епископ Тамбовский и Шацкий (28 сентября 1898 — 27 апреля 1902 гг.).
23. Димитрий I (Ковальницкий), епископ Тамбовский и Шацкий (27 апреля 1902 — 8 февраля 1903 гг.).
24. Иннокентий I (Беляев), епископ Тамбовский и Шацкий (14 марта 1903 — 7 декабря 1909 гг.).
25. Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий (24 января 1910 — 19 марта 1918 гг.).
26. Зиновий (Дроздов), епископ Тамбовский и Шацкий (22 мая 1918 — 1922 гг.).
27. Димитрий II (Добросердов), епископ Козловский, временно управляющий Тамбовской епархией
(26 сентября 1923 — 1924 гг.).
28. Стефан (Гнедовский), епископ Кирсановский, временно управляющий Тамбовской епархией (1923 — 1926 гг.).
29. Алексий (Буй), епископ Мичуринский, временно управляющий Тамбовской епархией (декабрь 1926 — 29 июня 1927 гг.).
30. Серафим (Мещеряков), архиепископ Тамбовский (29 июня 1927 — 28 января 1928 гг.).
31. Вассиан (Пятницкий), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (9 июня 1927 — 26 октября 1935 гг.).
32. Венедикт (Алентов), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (20 февраля 1936 — 1937 гг.).
33. Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский, временно управляющий Тамбовской епархией
(октябрь 1942 — 26 мая 1944 гг.).
34. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (февраль 1944 — май 1946 гг.).
35. Иоасаф (Журманов) архиепископ Тамбовский и Мичуринский (9 апреля 1946 — 8 августа 1961 гг.).
36. Михаил (Чуб), епископ Тамбовский и Мичуринский (29 марта 1961 — 1962 гг.).
37. Иннокентий II (Зельницкий), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (16 ноября 1963 — 10 марта 1968 гг.).
38. Пимен (Извеков), митрополит Крутицкий и Коломенский, временно управляющий Тамбовской епархией (15 марта 1968 — 10 мая 1968 гг.).
39. Питирим (Нечаев), епископ Волоколамский, временно управляющий Тамбовской епархией
(10 мая 1968 — 1 декабря 1968 гг.).
40. Антоний (Кротевич), митрополит Тамбовский и Мичуринский (1 декабря 1968 — 8 июня 1970 гг.).
41. Ионафан (Кополович), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (8 июня 1970 — 18 ноября 1972 гг.).
42. Дамаскин (Бодрый), епископ Тамбовский и Мичуринский (18 октября 1972 — 1974 гг.).
43. Михаил (Чуб), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (10 сентября 1974 — 25 апреля 1985 гг.).
44. Валентин (Мищук), епископ Тамбовский и Мичуринский (21 сентября 1985 — 12 мая 1987 гг.).
45. Евгений II (Ждан), архиепископ Тамбовский и Мичуринский (12 мая 1987 — 11 октября 2002 гг.).
46. Феодосий III (Васнев), епископ Тамбовский и Мичуринский (с 26 декабря 2002 г. по настоящее время); с 3 января 2013 года возведен в сан митрополита Тамбовского и Рассказовского.

 

Вехи епархиальной жизни: 1991-2013 гг.

Поднятие креста на главный купол кафедрального собора г. Тамбова в 1993 году

Поднятие креста на главный купол кафедрального собора г. Тамбова в 1993 году

Возвращение Тамбовской епархии Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова

С июля 1993 года по 22 апреля 1994 года происходило возвращение Тамбовской епархии Спасо-Преображенского кафедрального собора, в стенах которого в годы советской власти находился Тамбовский областной краеведческий музей. В ходе длительных переговоров с руководством музея, города и области в 1993 году был возвращен и освящен нижний Благовещенский храм собора, а в 1994 году – верхний Спасо-Преображенский храм.

10 августа 1994 года к 300-летию со дня основания собора и 80-летию со времени прославления святителя Питирима Тамбовского кафедральный храм был полностью освобожден от находившихся в нем экспонатов краеведческого музея и возвращен Русской Православной Церкви.

Перенесение мощей святителя Питирима во время первого визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тамбовскую епархию

Во время первого визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Тамбовскую епархию, 8 августа 1993 года, состоялось перенесение мощей святителя Питирима из Иоанно-Предтеченского храма Казанского мужского монастыря в Спасо-Преображенский собор, в котором подвижник был похоронен, а затем прославлен в 1914 году. Одновременно с возвращением святыни Спасо-Преображенский собор вновь получил статус кафедрального храма Тамбовской епархии, который до этого принадлежал небольшому двухэтажному Покровскому собору, являвшемуся со времени его открытия в 1943 году единственным храмом в городе Тамбове. 

Открытие первого тюремного храма на Тамбовщине

В октябре 1995 года в исправительно-трудовой колонии № 4 был сооружен первый на Тамбовщине тюремный храм в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, в селе Кулеватово Сосновского района. Его освятил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан). На сегодняшний день домовые храмы есть во всех тюремных учреждениях Тамбовской области.

Передача церковных предметов (1992 год)

Передача церковных предметов (1992 год)

Передача из фондов тамбовских музеев епархиальной собственности

В октябре 2001 года архиепископом Тамбовским и Мичуринским  Евгением (Жданом) были проведены переговоры с руководством области о передаче из музеев богослужебных предметов и икон, изъятых в годы советской власти из монастырей и храмов Тамбовской епархии. В результате переговоров передано несколько десятков икон и богослужебных предметов.

IV Съезд православной молодёжи Центрального федерального округа

19-21 марта 2003 года в городе Тамбове прошел IV Съезд православной молодежи Центрального федерального округа, в котором приняли участие 1200 делегатов из 18 регионов ЦФО, среди них богословы, священники, ученые, студенты. Целью съезда было провозглашено объединение усилий Церкви и государства в деле духовного воспитания молодежи. Пленарное заседание вел епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, с докладом выступил глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин. Почетными гостями на съезд были приглашены председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев, член Совета Федерации В.Д. Ключенок, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А.Л. Парамонов. Приветственные послания в адрес участников съезда направили Патриарх Алексий II, председатель Совета Федерации С.М. Миронов и председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев, полномочный представитель Президента России в ЦФО Г.С. Полтавченко, министр образования РФ В.Н. Филиппов. Выступавшие говорили о поиске новых форм духовного просвещения молодежи, о необходимости борьбы с ростом преступности и экстремизма в молодежной среде, о противодействии тоталитарным сектам и о патриотическом воспитании молодого поколения. В рамках съезда прошли заседания секций, дискуссионных клубов и круглых столов, на которых обсуждались различные аспекты взаимодействия государства и Церкви в деле духовного воспитания молодежи.

Открытие епархиального сайта

В марте 2003 года по инициативе епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия был создан информационно-электронный ресурс Тамбовской епархии – официальный сайт www.eparhia.tmb.ru, который кроме журнала «Тамбовские епархиальные ведомости», являющегося печатным официальным публикатором Тамбовской епархии, стал дополнительным источником информации о жизни и деятельности епархии.

Крестный ход с Вышенской иконой Божией Матери в Тамбове, 2004 год

Крестный ход с Вышенской иконой Божией Матери в Тамбове, 2004 год

Возрождение традиции принесения Вышенской иконы

26 мая 2003 года была возобновлена дореволюционная традиция ежегодного принесения в город Тамбов чудотворной Вышенской иконы Божией Матери из Вышенского монастыря Рязанской епархии. Торжественная встреча иконы состоялась на центральной площади города при участии представителей светской власти области и города. После молебна икону крестным ходом перенесли в Спасо-Преображенский кафедральный собор. 8 июля состоялись торжественные проводы чудотворной Вышенской иконы в Рязанскую епархию.

Возрождение монашеской жизни в Тамбовской епархии

29 марта 2004 года епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил первый за 85 лет монашеский постриг трех насельников Казанского мужского монастыря города Тамбова.

Открытие Тамбовской духовной семинарии

В сентябре 1992 года в городе Тамбове при Казанском мужском монастыре открылись духовно-пастырские курсы. Первый набор состоял из 30 человек. Впервые на Тамбовской земле после закрытия семинарии и духовного училища в 1918 году появилось духовно-учебное заведение, основной задачей которого стала подготовка пастырей.

14 сентября 1999 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви тамбовские духовно-пастырские курсы получили статус духовного училища с трехгодичным сроком обучения.

20 апреля 2005 года определением Священного Синода Тамбовское духовное училище было преобразовано в Тамбовскую духовную семинарию. В настоящее время семинария является высшим духовным учебным заведением Русской Православной Церкви с 5-летним сроком обучения.

Обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской

Обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской

Обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской

24-25 сентября 2005 года состоялось обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской, известной подвижницы благочестия, скончавшейся в 1800 году и похороненной на Воздвиженском кладбище города Тамбова. Святые мощи преподобной Марфы торжественным крестным ходом по улицам города были перенесены в Вознесенский женский монастырь города Тамбова.

Проведение двух воздушных крестных ходов на самолете ТУ-134

6 декабря 2007 года, в день памяти покровителя Российского воинства   благоверного великого князя Александра Невского, на самолете ТУ-134 по границам Тамбовской епархии впервые был совершен воздушный крестный ход, приуроченный к празднованию 325-летия со времени основания Тамбовской епархии и к 70-летию образования Тамбовской области. На борту самолета находились иконы и частицы мощей святых, в земле Тамбовской просиявших, которыми с воздуха была благословлена Тамбовская земля после отслуженного в салоне самолета молебна. В воздушном крестном ходе принимали участие: епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, духовенство и сотрудники епархии, воины авиабазы ВВС и Тамбовского гарнизона, представители администрации области и города.

Воздушный крестный ход

Воздушный крестный ход

6 мая 2011 года,в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в рамках празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся второй воздушный крестный ход.

Вышел в свет первый номер епархиального журнала

1 января 1992 года вышел первый номер газеты «Тамбовские епархиальные вести». Газета выходила ежеквартально вплоть до 2008 года. На ее страницах всесторонне освещалась жизнь Церкви и епархии, а также публиковались духовно-просветительские и краеведческие статьи.

В январе 2008 года епархиальная газета «Тамбовские епархиальные вести» была преобразована в полноцветный духовно-просветительский ежемесячный журнал с одноименным названием и сохранением прав официального публикатора материалов из жизни епархии.

В 2009 году журналу было возвращено его первоначальное название «Тамбовские епархиальные ведомости». Издание было основано святителем Феофаном Затворником в городе Тамбове в 1861 году.

Первые сборы военного духовенства Тамбовской епархии

29 сентября 2009 года, по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия и по согласованию с начальником Тамбовского военного гарнизона, на базе в/ч 24815 (база Дальней авиации, Тамбов-4) состоялись первые сборы военного духовенства Тамбовской епархии на тему: «Церковь и Армия. Духовные традиции служения Отечеству на современном этапе».

Освящение Свято-Троицкого собора г. Тамбова в 2010 году

Освящение Свято-Троицкого собора г. Тамбова в 2010 году

Освящение новопостроенного Свято-Троицкого собор города Тамбова

21 мая 2010 года, накануне праздника Святой Пятидесятницы, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий освятил малым чином новопостроенный Свято-Троицкий храм города Тамбова. Храм построен на средства тамбовского мецената В.В. Устюхина (генерального директора фирмы «Юнион»).

V Духовно-образовательные чтения Центрального федерального округа

30 сентября — 1 октября 2010 года в Тамбовской области прошли V Образовательные чтения Центрального федерального округа. Тема чтений: «Взаимодействие школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном развитии общества в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Все чтения были поделены на шесть научных секций, две из которых прошли в социокультурном комплексе села Тулиновка Тамбовского района, остальные – в городах Тамбове, Мичуринске и Рассказове.

V Образовательные чтения Центрального федерального округа

V Образовательные чтения Центрального федерального округа

На обсуждение участников чтений были вынесены вопросы взаимодействия учреждений образования с епархиями Русской Православной Церкви, синтеза духовной и светской педагогики при реализации государственной образовательной инициативы «Наша новая школа», проблемы совершенствования деятельности учебных заведений среднего и высшего профессионального образования по подготовке кадров, реализующих программы по духовно-нравственному образованию, создания системы церковно-приходских воскресных школ.

Подписание договора о сотрудничестве между администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией

9 января 2010 года был подписан договор о сотрудничестве
в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской Православной Церкви. Соглашение заключено между епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и губернатором Тамбовской области О.И. Бетиным.

Подписание договора о сотрудничестве между администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией

Подписание договора о сотрудничестве между администрацией Тамбовской области и Тамбовской епархией

Подписание договора о сотрудничестве с Главным управлением МЧС по Тамбовской области

23 декабря 2010 года епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и начальником Главного управления МЧС России по Тамбовской области А.В. Зайцевым подписано соглашение о сотрудничестве между Тамбовской епархией и управлением МЧС России по Тамбовской области.

Подписано соглашение о сотрудничестве с управлением здравоохранения Тамбовской области

23 декабря 2010 года подписано соглашение о сотрудничестве между Тамбовской епархией и управлением здравоохранения Тамбовской области. Соглашение подписали епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий и начальник управления М.В. Лапочкина.

Заключено соглашение о сотрудничестве с управлением труда и социального развития Тамбовской области

24 декабря 2010 года заключено соглашение о сотрудничестве между Тамбовской епархией и управлением труда и социального развития Тамбовской области. Договор был подписан епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием и начальником управления Е.И. Гордеевой.

Образование Тамбовской митрополии

26 декабря 2012 года решением Священного Синода образована Тамбовская митрополия включающая Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую епархии.

Образование Тамбовской митрополии

3 января 2013 года Преосвященнейший Феодосий епископ Тамбовский и Рассказовский Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита.

Comments are closed.

Актуальный материал

МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций

Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей.

Церковь Христова живет «в мире», но она «не от мира» (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о «новой твари» (2 Кор. 5:17), о «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13), о мире, в котором «отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4-5).
Читать далее...

Публикации. Интервью. Выступления

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ: Вера в Бога или вера в звезды?

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент
Ведет ли современная астрология своих адептов ко Христу, подобно звезде, которая указала путь к Нему евангельским волхвам?

Читать далее...

Документы конференций и форумов

"ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ XXV МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ"

XXV Международные Рождественские образовательные чтения

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Читать далее...