«Спасовка-лакомка»: 14 августа у православных христиан начался Успенский пост

Печать

Середина августа. По календарю – еще лето, а природа уже готовится к осени. Пожухли листья, желтеют поля, все чаще срывается холодный «северный» дождик, черные грачи громко галдят, слетаясь поближе к деревенскому жилью, по трассе ус­тало «тащатся» разноцветные автомобиль­чики с иногородними номерами. Все готовятся или уже возвращаются домой: и люди и птицы. Хотя последние несколько дней и установилась августовская жара, легкая осен­няя грусть с оттенком прощания ме­няет веселое звонкое лето.

Приро­да готовится к проводам, 28 авгус­та – Успение Пресвятой Богороди­цы, последний двунадесятый праз­дник церковного года. Слово «успе­ние» означает «кончина». Успение Божией Матери отмечается в честь окончания Ее земной жизни и пре­ставления к жизни Небесной. Пред­варяет праздник двухнедельный пост, который всегда начинается с 14 августа и носит название «Успен­ский», заканчивается он 28 августа на праздник Успения.

Одно из ранних упоминаний о посте «осеннем, положенном в осьмом меся­це» есть у Льва Великого, который уже называет этот пост древним установлением. В соборном опреде­лении 1166 г. при Константинополь­ском Патриархе устанавливался единообразный порядок соблюде­ния этого поста в Восточных Церк­вах. Устав запрещал в течение всего поста, кроме праздника Преображения, вкушение рыбы. По субботам и вос­кресеньям дозволялась вареная пища с растительным маслом, во вторник и четверг – без раститель­ного масла, а в понедельник, среду
и пятницу предписывалось сухоедение.

Успенский пост по длительнос­ти недолог, а по строгости пощения приписывается к Великому посту. Несмотря на свою строгость этот пост на Руси считался самым приятным, легким, благодаря по­спевшим овощам и фруктам. Народ о нем сложил поговорку: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Спасовкой этот пост называли по­тому, что он связан с тремя праздниками – Спасами – в честь Всеми­лостивого Спаса Иисуса Христа.

Первый Спас приходится на нача­ло поста, второй – на середину, тре­тий – на первый день после его окончания. В каждый из Спасов благославляются некото­рые продукты питания нового уро­жая. Поэтому в народе их называют «медовый», «яблочный» и «ореховый». Хотя по церковному календарю каж­дому из них соответствует другое название.

Медовый Спас – 14 авгу­ста, в первый день поста освящает­ся мед, а праздник именуется Происхождение (изнесение) Чест­ных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове история этого календарного празд­ника объясняется так:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней.

В Русской Церкви это празднество соединя­лось с воспоминаниями Крещения Руси в 988 году Святым Равноапостольским князем Владимиром. 14 августа в память об этом событии совершалось освящение воды в водах Днепра и Крещатика. Медо­вый Спас называют еще «медолом» – праздник пчеловодов. В этот день пасечники заламывают в ульях пер­вые медовые соты.

Мед является одним из самых пи­тательных среди постных продуктов. В Евангелии рассказывается о том, как Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только акрида­ми (сушеной саранчой) и диким ме­дом. В Библии о богатой стране го­ворилось – земля, кипящая молоком и медом.

Русь всегда была богата медом. В русской кухне на его основе приготовлялось множество разнообразных блюд и напитков. Вкушение меда разрешается в лю­бой день года, кроме Великого Пят­ка на Страстной Седмице. В этот день принятие пищи запрещается. Мед был и остается неотъемлемой частью обрядовой кухни. С него все­гда начинался поминальный обед. Мед всегда считался наиболее угод­ным Богу для поминовения усопших.

Мед стал даже виновником появле­ния на свет знаменитого русского самовара, вернее его прообраза. Наши предки очень любили душис­тый напиток, приготовляемый на основе меда. Русские его называ­ли сбитнем, иностранцы – глинтвей­ном. Долгое время он заменял по­пулярные сейчас чай и кофе. Сби­тенщики, продавцы одноименного напитка, разносили его в больших медных чайниках, которые в зимнее время плотно укутывали и в сере­дину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Так ме­довый напиток подтолкнул к изоб­ретению русского самовара, извес­тного во всем мире.

Второй Спас – «яблочный» –  19 августа, праздник Преображения Господня. Основой праздника по­служило евангельское событие, явившее славу Господнею перед его добровольным унижением.

Не­задолго до Крестной смерти Иисус Христос с тремя учениками взошел на высо­кую гору Фавор, где произошло пре­ображение Господне. Лицо Иисуса Христа сияло, как солнце, а одежды стали настолько белыми, что блис­тали подобно снегу. Рядом с Хрис­том стояли древние пророки Мои­сей и Илия. Вдруг светлое облако окружило Иисуса с пророками, из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слу­шайте». От страха апостолы упали ниц, а когда поднялись, Иисус был уже один.

Этот праздник празднует­ся не только во имя воспоминания этого события, а для напоминания нам главной цели христианина – преоб­ражении своего бытия. Иоанн Зла­тоуст пишет, что Господь преобра­зился не без причины, но чтобы по­казать нам будущее преображение естества нашего. А в достижении этой цели одним из средств являет­ся пост.

Приходясь на половину Ус­пенского поста праздник Преобра­жения напоминает нам и о духовной части поста и дает шанс на исправ­ление. Созревание и освящение плодов также является образом бу­дущего преображения мира. Годич­ный цикл земледельческих трудов увенчивается плодами. Труд преоб­ражается в плод. Церковь выража­ет надежду, освящая плоды земные, что и все труды земные освятятся благодатью Божию.

В Византии в этот день освящали те плоды, которые во время Литургии претворяются в Тело и Кровь Христову – колосья пшеницы и гроздья винограда. В России же освящают яблоки. До это­го дня яблоки нового урожая вку­шать не полагается. Раньше в Рос­сии яблоки продавали целыми во­зами. Все, кто был платежеспособен, считали своим долгом наделить яб­локами бедных. В больших корзи­нах плоды привозили и приносили в храмы. А после освящения свя­щенники раздавали их неимущим. Больным яблоки посылали домой, а также обязательно в больницы и приюты. «Яблочный Спас» приходил ко всем.

Третий спас – ореховый – 29 авгу­ста, в праздник Спаса нерукотвор­ного, который полностью звучит так: Перенесение из Едессы в Констан­тинополь нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В этот день освящали орехи нового урожая.

Успенский пост Богородичный. Он побуждает нас подражать Богомате­ри, которая всю свою жизнь прове­ла в подвигах поста и молитвы. И очень хотелось бы, чтобы грусть прощания, которой про­низан этот пост, заменилась нашими трудами преображения плоти и духа.

Елена Сергеева

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс



Comments are closed.