Тамбовский Центр
исследования и сохранения
духовно-культурного
наследия

Тамбовские
епархиальные
ВЕДОМОСТИ


ОБЪЯВЛЕНИЯ


Информационная
поддержка:
Православие.Ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Богослов.ру

Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.


Труды преподавательского состава Тамбовской Духовной семинарии


МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АФОНСКОГО МОНАХА АРСЕНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ


  

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АФОНСКОГО МОНАХА АРСЕНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ

 

До революции в Тамбовской губернии довольно широкое распространение получили представители многих русских сект: хлысты, молокане, субботники, скопцы. В эпоху Николая I правительство начинает бороться с тамбовскими сектантами полицейскими мерами. В позднейшее время для борьбы с сектантами создаются специальные миссионерские структуры Русской Православной Церкви.

Следует отметить, что деятельность тамбовской внутренней миссии (т.е. ориентированной на жителей губернии), начавшаяся с образования тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского братства в 1875 году, была малоэффективной, пока не был создан институт епархиальных миссионеров. Решение о создании такого института было принято в 1887 году на тамбовском епархиальном съезде духовенства, в соответствии с определениями московского съезда духовенства. Однако готовых кандидатур, способных занять эту должность, не оказалось. Именно тогда возник проект приглашения для миссионерских бесед проповедников, известных своими способностями, из других мест. Таким проповедником стал афонский иеромонах Арсений, который уже совершал миссионерские поездки по Самарской и Воронежской губерниям, сопредельным с Тамбовской.

Тамбовская периодика почти ничего не рассказывает нам о биографии отца Арсения. Известно, что этот человек занимался миссионерской деятельностью еще до своего пострижения в монашество и принятия священного сана. Некоторые сектанты, знавшие о нем через своих знакомых из других губерний, называют его Арсением Федотовичем. Иеромонах Арсений специального богословского образования не имел, что, видимо, нисколько не мешало ему успешно спорить с сектантами, а в какой-то степени даже помогало, так как образование зачастую мешает излагать свои мысли в простой и доступной форме, что совершенно необходимо для проповедника. «Тамбовские епархиальные ведомости» писали об отце Арсении, что он «чужд богословско-философского образования; но, вместе с тем, он практически глубоко образован, он сын народа, и этому народу он посвящает свою энергию, свои труды, свое ненаучное, философско-богословское знание, посвящает сердечно, от души, не щадя своего здоровья»[1]. Последнее замечание следует понимать в прямом смысле. Отец Арсений страдал ревматизмом, а нагрузки были такие, что не всякий здоровый выдержит.

Согласно отчету Казанско-Богородичного миссионерского братства за 1887 год, он в течение 27 дней, с конца мая по конец июня 1887 года, в селах с многочисленным сектантским населением Тамбовской губернии: Уварово, Рассказово, Тряскино, Березово, Пановых Кустах и Грязнуше – провел 16 публичных и 8 домашних бесед. Иными словами, изнурительные диспуты с сектантами проходили почти каждый день.

Беседы отца Арсения были направлены против наиболее распространенных в губернии сект – молокан, субботников и хлыстов. Опубликованные в «Тамбовских епархиальных ведомостях» репортажи о миссионерских беседах отца Арсения позволяют достаточно полно воспроизвести то, как они проходили.

Следует отметить, что такие беседы, несмотря на то, что время их проведения было выбрано крайне неудачно (так как это время активных полевых работ), собирали многочисленных слушателей. Серьезнее всех к делу организации подошли власти села Уварово, которое в свое время дало России Семена Уклеина – основателя одной из самых распространенных русских сект – молокан. Только в одной Тамбовской губернии, согласно явно неполной официальной статистике, молокан насчитывалось около 8 тысяч человек. В годы правления Николая I против уваровских молокан были применены жесткие правительственные санкции, и часть из них была переселена на Кавказ, однако полностью искоренить секту не удалось. Сектанты в целом сохранили свои позиции и, согласно свидетельству миссионеров, продолжали заниматься прозелитической деятельностью. Поэтому уваровские власти сделали все возможное для хорошей организации диспута. Прямо посреди уваровской площади была поставлена кафедра, покрытая красным сукном, на которой стоял аналой и стол для книг. Власти также организовали охрану отца Арсения. Всю ночь после диспута возле дома, где он был размещен, дежурил полицейский. По вышеприведенным причинам беседы назначались на вечер и начинались около 17.00 – 18.00. Присутствовали на беседах практически все жители – и сектанты, и православные.

В своей полемике с сектантами отец Арсений, прежде всего, основывался на великолепном знании Священного Писания. В сущности, даже лидеры сектантов, как правило, были обычными малограмотными крестьянами, поэтому подловить их на незнании или на явном искажении текста Библии для опытного миссионера было не так трудно. Один за другим лидеры тамбовского сектантства терпели поражение от отца Арсения.

Отец Арсений в своих беседах много внимания уделял предостережению слушателей против сектантов, но в полемике с ними мог увлекаться и заходить слишком далеко. Так, Семена Уклеина он характеризует как «развратного человека, который искал, где лучше ему было жить и сообразно с этим менявшим одно учение на другое»[2]. Вряд ли можно признать такую характеристику Уклеина объективной. В его речах можно обнаружить и такую, более чем спорную богословскую мысль: «Их жизнь – содомская жизнь. Они – предтечи антихриста. Антихрист по апостолу будет сыном беззакония. Не сыны ли беззакония молокане, когда они родились от браков, заключенных без благословения Святой Матери Церкви? Всякий брак, заключенный без благословения Святой Православной Церкви, есть антихристов брак»[3]. Конечно, Церковь не считала и не считает всякий брак, заключенный вне Православия, антихристовым. В словах отца Арсения чувствуется попытка любой ценой отвратить слушателей от сектантства.

Какие результаты отец Арсений хотел увидеть от своей работы? Поощряя деятельность внутренней миссии, правительство Александра III надеялось полностью искоренить сектантство в стране. Однако, учитывая глубокие причины появления и распространения этого явления в религиозной жизни общества, это было невозможно. Понимал ли это отец Арсений? Как миссионер, имевший огромный опыт общения с сектантами, должен был понимать. Другое дело, что беседы отца Арсения, несомненно, препятствовали возрастанию числа сектантов. Речи отца Арсения также имели большое религиозно-просветительское значение. Из этих бесед люди могли получить элементарные сведения об Иисусе Христе и Православной Церкви, особенно в условиях, когда проповедническая деятельность православных священников контролировалась проповедническим цензурным Комитетом, что существенно ее ограничивало. Таким образом, приезд отца Арсения способствовал оживлению в религиозной жизни Тамбовского края.

Подводя итоги деятельности отца Арсения в Тамбовской губернии, следует отметить, что сколько-нибудь существенно изменить ситуацию в борьбе с сектантством такие эпизодические беседы не могли, так как сектантство имело слишком глубокие корни. Однако, безусловно, можно согласиться со словами одного из церковных корреспондентов, который увидел главное значение деятельности отца Арсения в профилактике сектантства.



[1] Тамбовские епархиальные ведомости. 1888 г. № 10. С. 606.

[2] Тамбовские епархиальные ведомости. 1887 г. № 14. С. 655.

[3] Тамбовские епархиальные ведомости. 1887 г. № 14. С. 655.


К предыдущей странице
10 сентября 2010 года

Церковный календарь:



Богослужебные указания

Богослужение в интернете



Телеканал "СОЮЗ"


Телеканал "Радость Моя"


"К истокам"
(духовно-просветительский проект Тамбовской духовной семинарии и РК «Радио России.Тамбов»)



Погода над нами
От cвечи возгорается свеча... © ТДС, 2011 г.