К 100-летию со дня кончины протопресвитера Евгения Аквилонова

Протопресвитер Военного и Морского духовенства Евгений Петрович Аквилонов (4.11.1861-30.03.1911) — уроженец Тамбовской губернии, выпускник Тамбовской духовной семинарии, православный публицист и богослов. Уделял большое внимание полемике с видными литературными и философскими деятелями своего времени, обличал толстовские и социалистические идеи. Был близок к Русскому собранию и Союзу русского народа, боролся с социалистической и либеральной пропагандой в Армии и на Флоте. Почитал святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Протопресвитер Евгений АквилоновПротопресвитер Евгений Петрович Аквилонов родился в семье благочинного Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, протоиерея Петра Васильевича Аквилонова[1]. По окончании Тамбовской духовной семинарии в  1882 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую  окончил со степенью магистра богословия в 1886 году. Сразу после учебы Евгений Петрович был оставлен при академии помощником инспектора и преподавателем православной апологетики. Высокая эрудиция, трудолюбие, большие административные способности и родственная близость к тогдашнему ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Антонию (Вадковскому)[2] позволили Евгению Петровичу быстро продвигаться по службе. В 1888 году он получил чин коллежского секретаря, а в 1890-м произведен в титулярные советники и награжден орденом Св. Станислава 3 степени.

В 1891 году Евгений Петрович читал лекции в Санкт-Петербургской духовной академии на кафедре введения в курс богословских наук в качестве доцента. В том же году было удовлетворено его прошение о принятии в сверхштатные члены учебного комитета по ведомству Императрицы Марии, где он мог быть полезен как преподаватель Закона Божьего в одном из подведомственных учебных заведений.

Стоит отметить, что ведомство учреждений императрицы Марии (также четвертое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство) представляло собой государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи и находилось всецело в ведении императрицы. Ведомство заведовало институтами благородных девиц, женскими (так называемыми мариинскими) гимназиями и училищами, сиротскими приютами, учебными заведениями для слепых и глухонемых, богадельнями и некоторыми больницами. В различных учреждениях Мариинского ведомства Евгений Петрович вел многолетнюю благотворительную работу и в качестве законоучителя, преподавателя и, впоследствии, как священнослужитель.

В 1892 году Аквилонов получил чин коллежского асессора. А в 1892 году подал на соискание степени магистра богословия работу «Церковь, научные определения Церкви и апостольское учение о ней как Теле Христовом». В этой работе Е.П. Аквилонов обращает внимание на «общепринятые» в то время определения Церкви, в которых последняя называлась «обществом верующих». На смену этому определению Евгений Петрович предлагает предпочесть данное апостолом Павлом определение Церкви как «Тела Христова» и обозначать Ее как «Богочеловеческий организм». Совет СПбДА признал диссертацию и защиту на степень магистра удовлетворительными, однако Святейший Cинод не утвердил Аквилонова в этой степени, посчитав его взгляды на Церковь неким новшеством.

18 ноября 1896 года митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) Евгений Аквилонов был рукоположен во диакона, а через два дня во священника с определением служить в церкви в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская) в Санкт-Петербурге. В том же году о. Евгений пишет вторую магистерскую диссертацию — «Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетического исследования», которая представляла собой значительную переработку первого варианта. После успешной защиты в 1899 году о. Евгений был утвержден магистром богословия и получил звание доцента. На следующий год он стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии.

При активных научных трудах, неустанном совершении священнического служения и преподавательской деятельности, священник Евгений Аквилонов продолжал числиться членом учебного комитета Ведомства Императрицы Марии, где, в частности, исполнял должность казначея общества вспоможения недостаточным воспитанницам Исидоровского епархиального женского училища (с 15 декабря 1896 по 15 ноября 1903). За неустанные труды и службу он был награжден в 1896 году орденом Св. Анны 3-й степени и бархатной фиолетовой скуфьей, а 6 мая 1897 года – бархатной фиолетовой камилавкой. В том же году в память столетия со дня учреждения Ведомства Императрицы Марии о. Евгений был награжден нагрудным знаком этого ведомства, в 1901 году — золотым наперсным крестом.

В это время о. Евгений принимает на себя безвозмездное совершение треб в Знаменской богадельне и преподавание Закона Божия в Знаменской церковно-приходской школе. По указу Санкт-Петербургской Духовной консистории он назначен наблюдателем за бесплатной народной читальней в Московско-Ямском участке общества народной трезвости, где исполняет возложенные на него обязанности весь 1898 год. В это же время (до 1901 года) о. Евгений Аквилонов безвозмездно читает лекции по богословию в Институте братьев милосердия, учрежденном княгиней М.А. Лобановой-Ростовской, стоявшей во главе Особого комитета Красного Креста для призрения увечных воинов. Так научная, благотворительная, пастырская и учительская деятельность соединялась у о. Евгения Аквилонова в одно непрерывное христианское служение.

18 февраля 1901 года в семье о. Евгения случается горе – умирает его жена, Анастасия Ивановна. Впоследствии умирает и единственный сын[3]. О. Евгений переводит приобретенные 1056 десятин земли в Уфимской губернии на своих двух дочерей и пишет в это непростое для себя время такие строки:

«О Боже! Тяжек Твой закон
Невыносимо жизни бремя!
Всесильный врач недугов – время
Бессильным кажется здесь он»[4].

В 1902 году происходят изменения и в служебной деятельности о. Евгения. Его определяют в состав Комитета по устройству Дома Трудолюбия на Смоленском кладбище для бедных женщин духовного звания. В том же году священник Евгений Аквилонов награжден наперсным крестом из Комитета Его Императорского Величества, а 6 мая 1903 года, по представлению академического начальства за отлично-усердную службу, возведен в сан протоиерея.

Деятельность о. Евгения в этот период многогранна. С 1903 по 1910 год он состоял профессором богословия в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. В 1903 году на заседании Конференции Историко-филологического института при содействии своего друга, известного историка античности В.В. Латышева, о. Евгений Аквилонов был избран на должность законоучителя этого института. В том же году он переведен в ведомство Протопресвитера военного и морского духовенства и становится настоятелем церкви во имя святых праведных Захарии и Елисаветы Лейб-гвардии Кавалергардского Ее Величества Императрицы Марии Федоровны полка. За активное участие в работах по сооружению полковой церкви в лагерном расположении полка протоиерей Евгений Аквилонов в 1905 году был пожалован митрой. В 1905 году за диссертацию «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия» протоиерей Евгений Аквилонов удостаивается степени доктора богословия. Тогда же Советом Санкт-Петербургской духовной академии он избран в звании ординарного профессора.

В 1908 году о. Евгений призван работать в комиссии по пересмотру положения о военном духовенстве, а 17 ноября 1908 г. собранием военного духовенства избран на должность председателя ревизионной комиссии по делам похоронной кассы. В том же году награжден орденом Св. Анны 2 ст., а на следующий год представлен В.В. Латышевым за отлично-усердную службу к награде орденом Св. Владимира 3 ст. Указом Св. Синода от 21 сентября 1909 года протоиерею Евгению Аквилонову было разрешено возлагать при богослужениях палицу.

За всеми этими наградами стоят неустанные труды и церковно-общественная деятельность протоиерея Евгения Аквилонова. Будучи искренним патриотом-монархистом, он был близок к Союзу Русского Народа и Русскому Собранию. Известно, что 21 ноября 1905 года о. Евгений произнес в собрании членов Союза Русского Народа доклад на тему «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям» (изданный затем отдельным изданием в 1906 году), а по случаю 40-го дня после кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского говорил речь «Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении Слова Божия» (также впоследствии изданного книжкой в 1909 году).

Занятия богословием и ярко выраженная апологетическая направленность  трудов протоиерея Евгения Аквилонова нередко способствовала его отклику на темы напрямую связанные с текущей политической ситуацией в Российской империи.

Будучи военным священником, о. Евгений Аквилонов не мог не отвечать также на социалистическую и либеральную пропаганду, которая постоянно велась в войсках представителями «освободительного» движения. Противостояние этой пропаганде он рассматривал как исполнение своего гражданско-патриотического и пастырского долга. Им были написаны прямые, глубокие и вдохновенные охранительные работы против разрушителей Российской государственности, как «Отповедь полкового священника на «Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии»» (1905), «Об истинной свободе и нравственном долге» (1905), «Христианство и современные события» (1905), «Против думской отрыжки» (1907).

Огромное количество всевозможных «религиозно-философских мнений и суждений» в среде интеллигенции «серебряного века», которые расходились с учением Православной церкви, находили в протоиерее Евгении Аквилонове активного и стойкого обличителя. Так, против учения Л.Н. Толстого им была написана книга «О Божестве Господа Нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения (Богословские размышления по поводу лжеучения гр. Л.Н. Толстого)» (1901). Протоиерей Евгений Аквилонов с честью выдержал многолетнюю полемику по вопросу о службе панихид над иноверцами: «Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?» (1905), «О недозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам: Ответ троим оппонентам» (1906), «Последний ответ г. А. Д-ву» (1907), «Разгневанному возражателю: О панихидах над иноверцами» (1907). В этих работах он неоднократно говорил о невозможности православному духовенству совершать церковные моления над усопшими иноверцами. Столь же последовательно разъяснялось им строго церковное толкование заповеди «Не убий»: «Ответ на ст. г-на В.И. «Библия и смертная казнь» (1906), «Не убий» по современному толкованию и по библейскому учению» (1906).

По воспоминаниям современника, «его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубокомысленными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателей, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление». По словам сотрудника протоиерея Евгения по военному ведомству, он «был живым олицетворением мощи физической и умственной, великан духа, несокрушимый, по-видимому, носитель внутренней энергии и духовных способностей». «Лицо – чисто русское, с умным, открытым и смелым взором, с правильными чертами лица и русыми кудрями», – вспоминал один полковой священник[5].

23 марта 1910 года протоиерей Евгений Аквилонов был назначен помощником Протопресвитера Военного и Морского духовенства А.А. Желобовского, поставленного для управления всем духовенством армии и флота Российской империи. После скорой кончины протопресвитера А.А. Желобовского на эту должность 7 мая 1910 года был назначен протоиерей Евгений Аквилонов.

В должности Протопресвитера о. Евгений совершил поездку «во исполнение Высочайшего повеления» в Ригу на торжество освящения памятника императору Петру I, а затем в Варшаву «для обозрения подведомых церквей»[6]. Вероятно, это были единственные поездки по служебным делам о. Евгения на посту Протопресвитера, так как вскоре он тяжело заболел саркомой (раком) горла. Единственный отпуск по семейным делам о. Евгений Аквилонов испросил перед своей кончиной. 15 марта 1911 года он просит об увольнении его в двухмесячный отпуск в город Козлов Тамбовской губернии.

30 марта 1911 г. сопровождающий о. Евгения Аквилонова священник сообщил телеграммой из Козлова в Санкт-Петербург, что Протопресвитер находится при смерти. Вечером того же дня о. Евгений скончался. Кончина его была поистину христианской. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений приказал подать ему зажженную свечу, а присутствовавшего тут же священника попросил читать отходную (особый чин «на исход души»). Во время чтения отходной о. Евгений, держа свечу в руках, все время повторял: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего протопресвитера Евгения». Не успел священник окончить молитвы, как о. Евгений с этими словами на устах отошел в вечность.

4 апреля 1911 года протопресвитер Евгений Аквилонов был похоронен в церкви Кавалергардского Ее величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка, настоятелем которой был многие годы. В 1948 году этот храм был разрушен. В настоящее время о могиле протопресвитера Евгения Аквилонова ничего не известно. Подробное изучение его творческого наследия и личности еще ждут своего вдумчивого  исследователя. В Российском государственном историческом архиве сохранилась частная переписка Протопресвитера Евгения Аквилонова за 1910-1911 гг.[7], Центральный исторический государственный архив Санкт-Петербурга располагает двумя фондами профессоров Петербургской Духовной академии и фондом Иоанна Кронштадтского, где могут находиться сведения об о. Евгении Аквилонове. Часть его печатных работ доступна в электронных ресурсах сайта Российской государственной библиотеки[8].

Преподаватель Тамбовской духовной семинарии
Р.Ю. Просветов.


Примечания

[1] В списках духовенства Тамбовской епархии за 1876-й год священник Петр Васильевич Аквилонов значится ключарём Тамбовского кафедрального собора.
[2] Евгений Петрович Аквилонов был племянником митр. Антония. Сестра Евгения Петровича Лидия Петровна Аквилонова (в замужестве Вадковская) жила и умерла в городе Тамбове.
[3] Лепорский, П.И. Речь, сказанная при отпевании протопресвитера военного и морского духовенства о. Е. П. Аквилонова 4 апреля 1911 года в церкви Кавалергардского ее величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка настоятелем Храма воскресения Христова на Екатерининском канале, профессором Спб. духовной академии протоиереем П. И. Лепорским . – С.-Петербург : тип. Меркушева , 1911. –  7 с.
[4] Полный текст стихотворения см. Церковный вестник. – 1905. – № 24. – С. 763-764.
[5] Воспоминания о почившем о. Протопресвитере Е.П. Аквилонове // Вестн. Военного и морского духовенства. – 1911. – № 10. – С.305.
[6] 1910. О поездке Протопресвитера военного и морского духовенства Е. П. Аквилонова в г. Ригу на торжество освящения памятника императору Петру I // РГИА, Ф. 806, оп. 5, № 7302.
[7] РГИА, Ф. 806, оп. 5, № 7125
[8] Режим доступа : http://www. rsl.ru/, свободный.



Comments are closed.