Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

Духовно-нравственные основы жизни и преодоление демографического кризиса в России

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на VII форуме журналистов средств массовой информации и духовенства Тамбовского края, 24 июня 2011 года, г. Тамбов

Демографический кризис является одной из наиболее серьезных проблем, стоящих перед современным российским обществом. Население страны продолжает сокращаться, о чем свидетельствуют результаты переписи 2010 года. За период с 2002 по 2010 гг. количество жителей уменьшилось на 2,2 млн. и составляет 142,9 млн. человек (население Тамбовской области за тот же период сократилось на 86 тысяч человек, или на 7,3%). При этом территория нашей страны занимает 1/7 территории планеты. Происходит дальнейшая урбанизация страны. Число сельских жителей равно 26%. В Тамбовской области сельское население составляет 41,3%, городское – 58,7%. Пока это самый высокий процент сельского населения в Центральном Черноземном округе. Согласно некоторым прогнозам к 2075 году население России может сократиться втрое, составив 50-55 миллионов человек. Таким ничтожным числом невозможно не только осваивать природные богатства огромной территории, но и сохранить ее для грядущих поколений. Это, в свою очередь, обостряет обстановку и внутри страны, и на внешних ее границах. Ситуация, когда рядом с нами находятся экономически и демографически растущие страны, весьма опасна. При отрицательной динамике рождаемости соотношение количества людей, достигших пенсионного возраста, к числу трудоспособного населения будет неуклонно расти. Это в конечном итоге приведет к невозможности обеспечения достойной жизни пожилых людей, и пенсионная система страны разрушится. По мнению многих аналитиков, основной причиной демографической проблемы в России является духовно-нравственный кризис общества, в результате которого разрушается институт семьи, растет число абортов, увеличивается количество разводов. Несомненно, влияют на демографию и экономическая ситуация.

Для разрешения демографического кризиса необходимо приложить огромные усилия по изменению ряда господствующих в современном российском обществе мировоззренческих стереотипов, которые являются мощным фактором, определяющим поведение человека, прежде всего, в семейных отношениях. В последнее время к нам активно проникает либеральная идеология, во многом противоречащая Православию и отвергающая безусловный характер христианских заповедей. Либерализм всеми возможными способами насаждает вседозволенность, безнравственность, развращает человека и поощряет грех. Человек, не огражденный прочной системой традиционных духовно-нравственных ценностей, не просвещенный христианской верой и не участвующий в благодатной жизни Церкви, как правило, тянется ко злу и становится весьма эгоистичным. Зачастую даже вполне состоятельные люди не способны пожертвовать своим благополучием и комфортом ради семьи и детей. Брак и супружеская верность многими не воспринимаются в качестве важнейших ценностей. Отношения между мужчиной и женщиной все чаще именуются партнерством или «гражданским браком», что с точки зрения святоотеческой традиции является блудным сожительством. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Сердце обливается кровью при рассуждении о нашем любезном Отечестве, России, нашей матушке: куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое – оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой Православной нашей Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом. И долго ли это будет продолжаться?» Старец призывал: «Нам надобно, оставив европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении сими обычаями, быть твердыми в православной вере, молиться Богу, приносить покаяние…».

В общественном сознании должен произойти радикальный переворот в сторону традиционных ценностей и духовных христианских истоков. Христианство многое может дать современному обществу. Сокровищница церковного предания заботливо собиралась в течение столетий. В разные эпохи для сохранения прочных семейных устоев святые отцы поучали паству, как следует относиться к семье и воспитанию подрастающего поколения. Их наставления актуальны и в наше время, ибо они содержат конкретные духовные образцы поведения, нравственные критерии семейной жизни, разъясняют евангельские нормы единения семьи. Святоотеческий взгляд на брак строится на библейской основе. В нем преодолевается одиночество и эгоизм человека. Важнейшей стороной брачных отношений является рождение детей. Дети всегда воспринимались как знак благоволения Божия. «Семя праведника наследует землю», – говорили в древние времена. В творениях святых отцов и учителей Церкви содержится развитие библейского учения о браке. Так, христианский апологет II века Иустин Философ единственную цель брака видел в рождении и воспитании детей. Епископ Феофил Антиохийский писал: «Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь. И Адам сказал Еве: это теперь кость от костей моих, плоть от плоти моея и при этом пророчествовал, говоря «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24), что ясно исполняется на нас самих. Ибо не всякий ли, законно вступивший в брак, оставляет мать и отца, всех родственников и ближних своих, прилепляясь и привязываясь к своей жене, питая к ней большее расположение. Посему многие даже подвергаются смерти за своих жен» [1]. Привлекает к себе внимание последняя фраза святителя. Предел взаимной любви супругов – готовность пожертвовать собственной жизнью. Если принесение в жертву своей жизни является все-таки делом исключительным, то принесение себя в жертву в браке с точки зрения христианства является его важнейшей и неотъемлемой стороной. Проблема современного мира состоит в том, что люди постепенно утрачивают  представление о таких понятиях, как жертва и воздержание. А ведь без этого просто невозможно обрести подлинную любовь. Любви, естественно, хотят все, но при этом не знают, как ее достичь. В наше время должны стать особенно актуальными слова апостола Павла о любви, которая «долготерпит, милосердствует, … не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Не только проповедник с церковного амвона должен призывать к такой жертвенной любви, но каждый человек обязан в своей жизни быть носителем этой главной христианской добродетели.

В наше время родители очень рано утрачивают контроль над детьми, школа на них повлиять не в состоянии, а общество к их проблемам, по большому счету, относится индифферентно. Многие молодые люди уже до вступления в брак имеют случайные греховные связи, в которых неизбежно растрачиваются духовные силы, так необходимые для созидания семейного очага. Добрачные отношения – это тот яд, который неизбежно будет разъедать отношения супругов в браке. Святитель Иоанн Златоуст, доказывая необходимость сохранения целомудрия до брака, говорил, что когда юноши, не сохранившие целомудрия, женятся, то они не испытывают счастья в семейной жизни, тяготея «к прежнему распутству» [2]. Подтверждением вышесказанному служат слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дружить нынешние молодые люди не умеют. Дружба не успевает созреть, как все обрывается близостью, за которой нет ни дружбы, ни тем более любви. А дальше следует ад. Ад извращений, растоптанной жизни. Хорошо еще, если одной, а то ведь в фундамент будущего ложатся младенческие гробики… Насколько опустошает человека эта мимолетная преждевременная близость! Неужели ради удовлетворения простого любопытства, или следуя моде века, или ради минутной вспышки страстных чувств юноша или девушка обкрадывают себя? А потом что? Горькое разочарование, упреки совести и быстрое полное моральное разложение. Как прекрасно было в любой век и будет сохранить свою телесную чистоту, свое целомудрие, девство и заложить это твердым фундаментом домашней церкви, которой является христианская семья» [3].

Для современной России характерно большое количество браков, заканчивающихся разводами. А это, в свою очередь, является одной из важнейших причин совершения абортов. У нас сложилась удручающая ситуация. В то время, когда в вымирающей стране многие вроде бы с беспокойством за ее будущее обсуждают тему выживания и увеличения народонаселения, в ней действует множество абортариев, где ежегодно умерщвляются миллионы не родившихся младенцев, причем делается это вполне легально, на абсолютно законных основаниях. Общество настолько безразлично к этой теме, что не замечает совершаемого зла, но главное, не осознает всех последствий этого греха, за который уже расплачивается уменьшением населения и миллионами частных человеческих трагедий, происходящих в семьях. Мы похожи на пирующих во время чумы, нам кажется, что у нас все благополучно, но Господь предостерегает нас от самообольщения: «Ты говоришь: «Я … ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг … Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3; 17,19). Настало время задуматься над тем, скольких талантливых людей и рабочих рук, способных трудиться над процветанием России, способных быть защитниками Отечества, лишаемся мы в результате этого злодеяния, которое есть преступление против Бога и человека. Для Церкви является непререкаемой истиной тот факт, что человек становится человеком уже в момент зачатия. Церковь учит, что рождение человека есть великая тайна. Все разговоры о том, что эмбрион не сразу становится человеком и в силу этого не должен находиться под защитой закона, являются предлогом для преступления. Можно рассмотреть данную проблему в другом ракурсе. Если эмбрион, как считают некоторые, еще не стал полноценным человеком, он непременно станет им, то есть потенциально эмбрион является человеком. Мы справедливо считаем наше общество гуманным и поддерживаем мораторий на смертную казнь, предоставляя возможность жить закоренелым преступникам. Однако мы безропотно соглашаемся на убийство живого невинного существа, вся «вина» которого заключается в том, что оно рождается на свет в силу установленных Богом законов природы. Мы даже не всегда задумываемся над тем, как прерывание беременности влияет на тех, кто его совершает. Специалисты да и сами родители хорошо знают, что аборт – это сильнейшая психическая травма для женщины. Ситуация, когда виновница появления новой жизни, призванная оберегать ее всеми силами, становится убийцей своего будущего младенца, является в высшей степени ненормальной.

Преодоление обозначенных проблем, негативно влияющих на демографию в стране, несомненно, требует активного государственного вмешательства. Важно, чтобы оно всячески содействовало укреплению традиционных представлений о любви и верности в семейных отношениях, участвовало в процессе духовно-нравственного воспитания и просвещения граждан, препятствовало распространению пропаганды порочного образа жизни, разлагающего человека и общество. Государство не имеет перспективы развития, если его граждане утратили естественное чувство сохранения чистоты и целомудрия в браке и ответственное отношение к институту семьи. Оно должно более внимательно и ответственно относиться к задаче духовного и нравственного воспитательного воздействия на проживающих в нем граждан. Еще в XVIII веке великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов назвал важнейшей государственной задачей «сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» [4].

Проблему демографии невозможно рассматривать, а тем более эффективно решать, вне серьезного и вдумчивого подхода ко всему комплексу связанных с ней областей. Преодолению кризиса способствует улучшение благосостояния граждан России, и государство в этом направлении делает немало. Свою лепту в решение проблемы вносит материнский капитал. Своевременна инициатива Президента России о предоставлении многодетным семьям бесплатных земельных участков для строительства жилых домов. Многодетные семьи должны жить в собственных домах, на принадлежащей им земле. Следует всемерно поощрять проживание семей в сельской местности, поддерживать сельскую общину, которая всегда была универсальным средством борьбы с пороками и местом сохранения традиционного уклада жизни.

Для достижения результата в демографическом развитии никто не должен оставаться безучастным наблюдателем того критического положения, которое создалось в настоящее время с российской семьей. Ведь именно семья, согласно мудрому выражению новомученика святителя Владимира (Богоявленского), «есть первообраз государства» [5]. Чтобы население России из года в год увеличивалось, следует устранить все препятствия по духовно-нравственному воспитанию и образованию молодого поколения во всех учебных заведениях, принять программу подлинно духовного и культурного развития граждан, действенные меры по поддержке рождаемости и многодетных семей.

Важнейшей задачей является поддержка на государственном уровне примеров духовно-нравственного образа жизни как наших современников, так и исторических деятелей прошлого. К сожалению, эти образы в нашем обществе не только не являются примером для подражания, но и подвергаются агрессивным нападкам со стороны носителей порочного образа жизни, который открыто пропагандируется. Социальная реклама, призванная донести до населения пагубность всевозможных пороков, очень скромно представлена в СМИ и, к сожалению, не доходит до человека, в отличие от негативных уроков, получаемых им в социальной среде. Преимущества достойного здорового образа жизни часто не имеют в глазах человека ценности. Вместе с тем именно здоровый образ жизни молодых людей делает возможным создание ими крепкой семьи. Однако верность и многодетность зачастую не представлены как образ подражания. Напротив, в большинстве случаев многодетные семьи ассоциируются и преподносятся как отрицательные примеры, где царит нищета и неблагополучие. Мы должны изменить эту ситуацию и донести до общества образ счастливой семьи, в которой трое, четверо или более детей.

Следующая задача – это существенное увеличение экономической поддержки государством многодетных семей. В традиционном обществе многодетная семья считалась семьей богатой по сравнению с семьями с малым количеством детей. Когда традиционный уклад семьи практически разрушен, а более 70% браков распадаются, когда ребенок воспринимается как обуза, потому что с его рождением уменьшается сумма, которая приходится на каждого члена семьи, – эта поддержка становится чрезвычайно важной. Она должна быть всесторонней и продуманной, такой, чтобы семья ощутила на себе не формальную, а реальную заботу государства, чтобы было очевидно, что государство не только высоко ценит родительский труд, но и гордится такими гражданами, которые в любви и счастье воспитывают много детей.

В связи с этим, представляется целесообразным значительное расширение мер государственной поддержки многодетных семей, в дополнение к тем, которые были приняты в России за последние несколько лет. Обращение по этому поводу руководству страны недавно направил Святейший Патриарх Кирилл, который, в частности, предложил: приравнять труд матери по воспитанию детей к другому общественно полезному труду; создать жилищные проекты для многодетных с учетом близости к образовательной инфраструктуре; создать механизмы поощрения работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам и включающих помощь семьям с детьми в социальный пакет; выплачивать семье денежное или иное существенное материальное содержание; разработать особые программы медицинского страхования для многодетных семей. Кроме того, предлагаются меры по поддержке рождаемости. Во-первых, следует всеми способами защищать право человека на жизнь, поскольку прерывание беременности – это не только свобода выбора матери, это еще и живой плод, зародившаяся человеческая жизнь, а жизнь – это ценность, и не только мать должна решать – прерывать беременность или нет. Во-вторых, следует защищать право на материнство, поскольку беременные женщины нуждаются в дополнительных гарантиях осуществления своего права родить ребенка. Во многих случаях прерывается первая беременность, и вероятность будущего бесплодия женщины необыкновенна велика. Часто такие решения принимаются молодыми матерями под давлением их старших родственников. Следует незамедлительно принять закон, в который бы вошли, например, такие конкретные меры, как: установление обязательного «времени тишины», чтобы женщина, обратившаяся в медицинское учреждение с целью сделать аборт, имела время и возможность хорошо обдумать свое решение; выведение абортов по желанию до 12 недель из списка обязательных медицинских услуг; выплата ежемесячного пособия до рождения ребенка женщине, которая хочет отказаться от рождения ребенка из-за сложной финансовой ситуации; запрещение аптекам продажи без рецепта врача препаратов, вызывающих медикаментозный аборт. Цель подобных мер состоит в том, чтобы аборт осознавался как нравственно неприемлемый поступок, допускаемый лишь в чрезвычайных случаях. Среди предложений Святейшего Патриарха Кирилла по вопросу «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации» озвучены и такие, которые призваны защитить право на материнство. Это, прежде всего, постановка перед врачами приоритетной задачи по сохранению беременности, создание центров кризисной беременности при женских консультациях, создание сети приютов для одиноких матерей, введение в школьные образовательные программы курса с информацией о развитии ребенка в утробе матери, государственная поддержка СМИ в их позиции осуждения абортов, поддержка семьи и многодетности.

Хотелось бы, чтобы предложенные для решения демографической проблемы инициативы, которые проникнуты желанием оздоровить духовно-нравственную атмосферу в нашем обществе и решить, наконец, демографическую проблему, совместными усилиями государства, Церкви и общества в ближайшее время получили воплощение в жизни. На этом пути многое зависит от средств массовой информации. Нам важно осознать, что на каждом из нас лежит огромная ответственность за предотвращение демографического спада. Призываю всех задуматься над своей гражданской позицией и своей ролью в решении данного государственного вопроса. Если названные инициативы найдут отклик в сердцах всех отцов и матерей, то позитивный перелом в демографической ситуации станет неизбежным, а значит, Россия откроет новую яркую страницу своей истории.

Статья опубликована в журнале «Тамбовские епархиальные ведомости», № 6, 2011.


Примечания
[1] Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. М., 2007. С. 38.
[2] Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. М., 2007. С. 126.
[3] Ильяшенко А., прот. Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью. М., 2011., С. 29-30.
[4] Ломоносов М.В. Избранные произведения. Архангельск, 1980. С. 131.
[5] Священномученик Владимир (Богоявленский), митр. Проповеди, слова, поучения. Т. 3. Тверь, 2008. С. 72.

Comments are closed.