Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

Гомилетические труды архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской епархии

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – один из самых почитаемых святых на Тамбовской земле. Его имя известно каждому человеку, интересующемуся историей родного края. Тамбовчане считают его земляком, слагают о нем стихи и пишут рассказы; его именем в городе названа больница около которой еще до прославления архиепископа Луки был установлен бюст. В нем видят доброго пастыря и заботливого врача. Почти каждый год в г. Тамбове проводятся конференции, посвященные памяти святителя. С 1995 года присуждается премия имени архиепископа Луки медицинским работникам и стипендия студентам медицинского колледжа. До сих пор живы те, кого он лечил в тамбовских госпиталях, кто лично знал владыку, слушал его проповеди или получал от него помощь.

Архиепископ Лука был назначен на Тамбовскую кафедру в январе 1944 года. В епархии в это время не было ни одного действующего храма, духовенство было расстреляно или сослано, епархиальное управление отсутствовало, не было дома, где архипастырь мог бы жить. С первого дня своего пребывания в Тамбове святитель занялся решением имевшихся проблем. В возрождавшемся Покровском храме, который стал кафедральным собором, с февраля 1944 года почти за каждым богослужением архиепископ Лука проповедовал. Он понимал, что за десятилетия господства безбожной власти верующий народ соскучился по живому пастырскому слову, и старался сполна утолить духовную жажду тамбовчан. В своей автобиографии архиепископ Лука вспоминал, что в Тамбове он «много-много проповедовал» (1). В 1949 году, будучи управляющим Симферопольской епархией, он говорил, что у него имеется большой машинописный том тамбовских проповедей, числом более 200 (2). В 1948 году в Крыму он говорил, что давно отпечатал бы проповеди «и об этом много думал, но на их отпечатание не дают согласия» (3). До настоящего времени в Тамбове можно найти машинописные сборники, содержащие до 50 проповедей исповедника. По свидетельству очевидцев, во время проповедования святителя Луки на клиросе находилась стенографистка, которая все записывала. Затем машинистка набирала текст на пишущей машинке, а владыка вносил в него свои поправки и сам уточнял цитаты. Прихожанам разрешалось делать копии проповедей, которые пользовались большим спросом, тем более, что в эти годы ощущался большой недостаток духовной литературы. При жизни архиепископа Луки в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано несколько его проповедей тамбовского периода. В 1999 году издательство «Отдых христианина» выпустило в свет 54 проповеди тамбовского периода под названием «Сила моя в немощи совершается» с подзаголовком «Духовные беседы», то есть в издание вошла четвертая часть гомилетического наследия тамбовского периода святителя-исповедника.

Проповеди архиепископа Луки «были понятны всем присутствующим» (4)в храме, отличались простотой, ясностью мысли и глубоким пониманием темы. Они представляли собой идущие от сердца, проникновенные слова, привлекавшие на богослужения много верующих, в том числе врачей, библиотекарей, учителей. Прихожанка собора
В.К. Михайлова отмечает такую деталь: «Он всегда проповеди говорил на кафедре, … как «палкой» жезлом стукнет о пол, народ и притихнет».

О чем учил и к чему призывал тамбовскую паству с церковной кафедры святитель Лука 60 лет назад в далекие военные 1944–45 годы? Каковы были основные темы его проповедей, и как он их раскрывал? Рассмотрим это, пользуясь изданием «Духовных бесед» 2001 года, в котором 54 проповеди, из них: 6 произнесены в 1944 году, 45 – в 1945 году и 3 – в 1946 году. Все они построены по принципу беседы, что, возможно, и побудило издателей объединить их в одном сборнике. Во время проповеди владыка ставил вопрос и тут же на него отвечал. В беседах много цитат из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, особенно много ссылок на пророков и послания апостолов. Из святых отцов чаще всего цитируются святители Иоанн Златоуст и Тихон Задонский. В проповедях архиепископ Лука отстаивал истинность православной веры и убедительно доказывал несостоятельность материалистического учения, отрицающего бытие Божие. Свое предназначение как архипастыря он видел в том, чтобы сеять слово Божие в сердцах людей. Святитель понимал, что после десятилетий господства атеизма общество стало другим, что «огрубело сердце народа сего, и отвращаются от заповедей Христа, и очи свои сомкнули, чтобы не видеть святыни» (с. 139). Первейшая задача состояла в сохранении оставшегося «малого стада». Веяние времени настолько проникло в сознание людей, что и это «малое стадо» было поражено пороком: «Много высокомерия, ненависти, презрения к людям гнездятся в сердце каждого…», – говорил владыка, обращаясь к своей пастве (с. 147). Народ долгие годы не слышал Слова Божия, не читал Священного Писания, не посещал богослужений, не очищал душу в таинстве Покаяния и не причащался Тела и Крови Христовых. Это привело к утрате способности различать добро и зло. Почти в каждой своей проповеди святитель разъяснял основные евангельские истины. «Нет ничего важнее для христианской души, чем покаяние и молитва», – говорил он (с. 229). «… Мы должны всегда искать всякую нечистоту в сердце своем, не быть беспечными в деле нашего спасения, каяться нужно немедленно, как только совершен грех» (с. 302-303). Нередко проповеди архиепископа Луки строились как беседы перед исповедью. Он перечислял конкретные грехи, раскрывал суть страстей и указывал способ борьбы с ними. Чаще всего он говорил о грехе осуждения, вопрошая своих слушателей: «Имеем ли мы право так сильно негодовать на ближнего, если сами бесконечно далеки от той высоты целомудрия, которой учил нас Христос?» (с. 71). Он призывал верующих не сквернословить и не считал благочестивыми тех, «уста которых ничем не ограждены» (с. 228). Тамбовский архиепископ особо сожалел о распространении в современном ему обществе блудодеяний. Среди христиан также были виновные в совершении этого греха, однако не все осознавали тяжесть содеянного. Владыка призывал таковых исправиться, ибо все, живущие прелюбодейно и распутно, не смогут наследовать Царства Небесного. Обращался архипастырь и к тем, кто нарушал заповедь о почитании родителей. Он говорил о том, как свято соблюдалась эта заповедь в прежние времена. «Бьющий отца своего, злословящий мать свою у нас часто остается ненаказанным», – говорил владыка, но нарушителей этой заповеди ждет «осуждение Божие, (которое) будет вечно казнить их, ибо правда Божия никогда не отнимется, и всегда будет исполняться» (с. 380).

Умножение пороков стало следствием вероотступничества народа. То, на чем раньше созидалось общество, – святость брака, любовь к ближнему, духовно-нравственные ценности – все это было отринуто и попрано. Архиепископ Лука видел выход в искреннем, сердечном покаянии. Он считал, что необходимо, хотя бы отчасти, вернуть строгую покаянную дисциплину древней Церкви и за совершенные грехи устанавливать епитимии. Владыка говорил прихожанам: «Многих из вас надлежит нам страхом спасать, ибо нет у вас собственного страха, … ибо расслабление жизни христианской, распущенность нравов среди народа нашего достигли вопиющих размеров, … и мы должны восстанавливать чистоту нравов христианских страхом и суровостью налагаемых епитимий» (с. 256-257).

В своих тамбовских проповедях не обходил архиепископ Лука и тему гонений на Русскую Православную Церковь. Говорить об этом открыто в те годы, не рискуя навлечь на себя гнев властей, было практически невозможно. Однако святитель Лука смело проповедовал о том, что «никогда в таком безмерном количестве не проливалась кровь христиан», что «людям верующим нередко приходится испытывать гонения за Христа» (с. 177).

Святитель говорил и об отступниках православной веры: «Знаете ли вы, какое множество людей отреклось от Христа? Множество людей объявили себя неверующими, а, следовательно, отреклись от Христа» (с. 254). Таким людям владыка предлагал каяться до смерти. В Тамбове святителем Лукой был составлен «Чин присоединения к Церкви обновленцев», которых он считал отступниками от Бога. В своих беседах архипастырь призывал их обратиться ко Христу, говорил, что «Господь никому насильно не посылает Свою благодать. Господь ищет веру» (с. 50).

Заблудших овец, которые живут «во мраке, томятся в тяжкой душевной тоске, не видят смысла в жизни» (с. 398), владыка, как истинный архипастырь, звал к Вечной Истине, напоминая, что вера лежит вне рационального человеческого познания, а Христа нужно принять не только умом, но прежде всего сердцем. Верных чад Святой Православной Церкви он утешал: «Да не смущается сердце ваше антирелигиозной пропагандой и тем, что большинство народа забыло Христа» (с. 358).

Тамбовский святитель не уставал объяснять смысл христианских праздников, рассказывать о жизни святых и апостолов, приводил примеры из истории Церкви. Он говорил, что «каждое большое дело человеческое, даже личное, если только оно ставит себе великие задачи, требует долгого, многолетнего, глубокого приготовления, а все великие события в жизни рода человеческого, крупнейшие исторические события подготавливались историей в течение лет, иногда даже сотен лет» (с. 189). Излюбленная тема проповедей архипастыря – объяснение почитания христианами Креста Господня, толкование смысла крестных страданий Спасителя. Владыка Лука проповедовал и о терпеливом перенесении скорбей, безропотном несении своего жизненного креста, об утешении в молитве.

Иногда в своих беседах архиепископ Лука становился бескомпромиссным, даже резким, особенно тогда, когда говорил о сектантах и представителях разных группировок, объявивших себя истинными христианами. Он свидетельствовал о том, что сектанты не поклоняются Христу, не признают Богородицу, не почитают святых, «они отвергают всякое богослужение, отвергают храмы, они не ищут благодати Божией» (с. 389). Владыка указывал на причины появления сектантских учений: «Гордость и глубокое невежество лежат в основе сектантства. Они (сектанты) до глубины души проникнуты духом гордости. А это полное отрицание христианства» (с. 161). Исповедник называл их «отщепенцами Церкви Христовой» (с. 282). Тех, кто не признавал иерархов Московской Патриархии, святитель Лука называл раскольниками.

В своих проповедях владыка благовествовал и о внешнем виде христиан, призывая женщин носить приличествующие одеяния, а духовенство – ходить в одеждах, соответствующих их духовному сану. В беседах архипастыря видны и некоторые реалии его жизни в Тамбове.

Проповеди архиепископа Луки тамбовского периода до настоящего времени вызывают живой отклик в душе и никого не оставляют равнодушным. Важно, чтобы изучение гомилетического наследия святителя Луки (Войно-Ясенецкого) было продолжено, и чтобы наши современники нашли в его проповедях ответы на запросы своей духовной жизни.

Статья опубликована в журнале «Тамбовские епархиальные ведомости», № 7, 2011.


Примечания

  1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…» М., 1996. С. 58.
  1. «Секретно»: архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором партийно-советских органов. Симферополь, 2004. С. 81.
  2. Там же. С. 61.
  1. Архив Тамбовского епархиального управления (АТЕУ). Ф. 2. Оп. 3. Д. 16.

Comments are closed.