Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

Профессия врача в свете учения святых отцов и трудов святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на VI Оптинском форуме, 12 мая 2011 года,
г. Тамбов

Святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский, архипастырь-исповедник и знаменитый хирург, почил о Господе 50 лет тому назад 11 июня 1961 года на 85 году жизни. Этот юбилей отмечается не только верующими Русской Православной Церкви, но и представителями медицинской науки и врачебной практики, общественностью разных стран, всеми многочисленными почитателями его незаурядного таланта.

Святитель Лука известен во всем мире как хирург, ученый, профессор медицины, автор фундаментальных трудов – «Регионарная анестезия», «Очерки гнойной хирургии», «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов» и ряда других научных работ.

Верующими людьми архиепископ Лука прославляется как стойкий исповедник веры, поборник чистоты Православия, яркий проповедник. Многие проповеди святителя были опубликованы. Ему принадлежат труды: «Дух, душа и тело», «Наука и религия», «Я полюбил страдание» и другие.

Живя в эпоху разрушения традиционной православной веры и культуры, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), подобно древним святым мученикам, проявил ревностное стояние за истину Христову. Невзирая на трудные для жизни Церкви годы, он, являясь известным хирургом, принял сан священника, а затем крест архиерейского служения. Святитель Лука плодотворно трудился, совмещая церковное служение с медицинской деятельностью. Его научные работы имели огромное значение для практикующих врачей, особенно во время Великой Отечественной войны. «Исповедническая жизнь и труды святителя Луки имеют важное значение для миссии Церкви в современном мире, – отмечал в своем послании к Международной духовно-медицинской конференции «Дух, душа и тело» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. – Духовно дезориентированное общество, отравленное пропагандой безбожия и порока, нуждается ныне в примере жизненного пути человека, подвижника веры и науки, объединившего в себе высокие духовные дарования и глубокую образованность, талант врача и педагога» [1]. Жизнь святителя Луки позволяет говорить о способности человека одновременно с полной отдачей служить на разных поприщах, по-новому взглянуть на этические проблемы, стоящие перед современным здравоохранением. Опыт архиепископа Луки свидетельствует, что медицина не только не стала помехой в его жертвенном архипастырском служении, но явилась еще одним добрым виноградником, который он с любовью возделывал, реализуя данные ему Богом таланты.

Священное Писание и святые отцы Церкви говорят о значимости труда врача и онтологическом смысле этой профессии. Еще в Ветхом Завете, в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, о врачах говорится подробно и с большой похвалой (Сир. 38, 1-14). В Новом Завете упоминается, что один из учеников Иисуса Христа, апостол и евангелист Лука, был врачом. Причем, как это видно из посланий апостола Павла (Кол. 4, 14), он совмещал апостольское служение с врачебной практикой. Сам Христос Спаситель, объясняя Свое милосердие к кающимся грешникам, говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Христос образно сравнивал Себя с врачом, приходящим на помощь, как правило, к больным людям. Согласно традиции святоотеческого богословия, образ Христа как Врача, исцеляющего пораженное болезнью греха человеческое естество, является одним из наиболее точных и глубоких выражений сущности Его мессианского подвига. Святым отцам Церкви, размышлявшим о значении врачевания, было чуждо категорическое неприятие любой медицинской помощи, характерное для некоторых сектантов. В частности, святитель Василий Великий, в противовес псевдорелигиозному фанатизму, изложил следующий взгляд на врачебную практику: «Как не нужно вообще избегать врачебного искусства, так нецелесообразно возлагать на него всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, … так, вводя к себе врача, … не отступаемся от упования на Бога» [2].

Христианство рассматривало профессию врача как самоотверженный труд, основанный на любви к Богу и ближнему. В истории древней христианской Церкви встречаются повествования о святых целителях-бессребрениках, таких как Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, целитель Пантелеимон и другие. Это является свидетельством того, что христианской традиции присущ подвиг безвозмездной врачебной помощи. Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили собой образ бессребреников и чудотворцев, прославленных не только потому, что часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но и за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Со времен апостольских в профессиональной врачебной этике «краеугольным камнем» отношений между врачом и пациентом стало Евангелие. В Римской империи появление первых больниц и приютов для сирот, бездомных и странников, лечебниц для инвалидов и прокаженных, стало возможным с принятием христианства. До этого история не знала подобного отношения государства к своим больным и обездоленным гражданам. Глубоко сострадательным стало отношение врача к пациенту, потому что врач-христианин, руководствуясь заповедью Христа о любви к ближним, стремился исполнить ее в своей медицинской практике.

Социально-философскому осмыслению врачебной деятельности должное внимание уделяли в своих трудах русские религиозные мыслители. Проникновенные слова о жертвенном, бескорыстном служении врача написал выдающийся православный философ ХХ века Иван Ильин: «Деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными – это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение… Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». Тогда все вырождается, и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни (morbus) и лекарства (medicamentum)… Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека. Только при таком понимании они найдут верную дорогу» [3].

Святитель Лука своей жизнью показал высокий идеал медицинского служения, когда врачом движет вера во Христа и в то, что человек является творением Божиим. Главным стремлением верующего врача в его призвании становится забота о ближнем. В каждой строчке «Очерков гнойной хирургии» ярко выражен христианский подход врача к больному, любовь к человеку как образу и подобию Божию. «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек» [4], – всегда подчеркивал владыка. В медицинской практике архиепископа Луки отчетливо видны примеры такого отношения к больному. В труде «Дух, душа и тело», который архипастырь начал писать еще в 20-х годах прошлого столетия, он предлагает своим коллегам прекрасное обоснование отеческого подхода к больному. Святитель выделяет три важных для выздоровления пациента фактора.

Первый – это значение доверия пациента к врачу. Понимание такого доверия как элемента терапии непосредственно связано с раскрытием понятия веры в учении Церкви. «Вера … есть осуществление ожидаемого», – говорит святой апостол Павел (Евр. 11, 1). Он пишет о силе веры ветхозаветных пророков, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи…» (Евр. 12, 33-34). Евангелист Марк передает слова Спасителя о силе веры: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей, поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется, по словам его – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23). Врач обязан заслужить доверие больного и посеять в его сознании веру, поскольку, как говорит святитель Лука, «доверие или недоверие врачу… определяет исход болезни» [5].

Второй фактор – это вопрос формирования доверия пациента к врачу. Отвечая на него, владыка обращается к учению о центральной нервной системе. Святитель пишет: «Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных процессов или патологических функций нервной системы вообще. Причем центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов … Головному мозгу приписываются психические функции. Разделение при этом низших и высших функций лишь фиксирует господство последних над всеми прочими. Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями» [6]. И самая главная мысль: «Если несомненно, что соматические процессы в значительной степени определяют течение психических процессов, то столь же несомненно, что необходимо признать и психическое воздействие на все соматические процессы в организме» [7]. Святитель утверждает, что «психика больного имеет могущественное влияние на течение болезни, а надежда на исцеление или депрессия влияют на ее исход» [8]. Врач может неосторожными разговорами в присутствии больного о его болезни вызвать ее обострение или даже смерть пациента. Владыка не согласен с утверждением о соматической зависимости психики.

И, наконец, третий фактор – непосредственное участие самого врача в формировании доверия к нему у пациента. «Психотерапия, – пишет он, – состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней» [9]. Святитель Лука полагает, что психотерапевтическая задача – функция врача. Ее особенность состоит в том, что она нравственна и связана с желанием помогать немощным, нездоровым людям. Таким образом, профессия врача непосредственно связана с понятиями «доброделание» и «добродетель», о свойствах которых святой Максим Исповедник пишет так: «Всякая добродетель безначальна, и время не предшествует ей, поскольку она имеет от вечности своим Родителем единственнейшего Бога» [10].

Между тем, современная медицинская философия и практика во многом расходятся с представлением святителя Луки о профессии врача как о «доброделании». Высокоразвитые страны, достигшие в наше время снижения смертности, увеличения продолжительности жизни, успеха в лечении болезней и реанимации, столкнулись с проблемами снижения рождаемости, бесплодия, жизнеобеспечения пожилых людей, эвтаназии, убийства младенцев во чреве матери. Западный мир ставит человечество в зависимость от информационных технологий, утверждает либеральные социальные стандарты жизни, низкопробные эталоны безнравственной культуры и искусства, индивидуализм, потребительство, сомнительные права на рождение ребенка желаемого пола, на изменение тела и внешности, на однополые отношения. Эти проблемы в той или иной мере коснулись и нашего государства. Согласно учению Церкви, в основе болезней лежит грех. В жизни часто приходится наблюдать взаимосвязь основных групп заболеваний с человеческими пороками и страстями. Святые отцы утверждают, что когда человек болен, то он меньше грешит и чаще задумывается о смысле жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что «одр болезни часто бывает местом богопознания» [11]. Перенесение болезней формирует в человеке такие качества, как терпение, сострадание, милосердие и другие добродетели. Болезнь подвигает человека на молитву, на обращение к Богу, Который «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар. 2, 6). «В болезнях прежде врачей и лекарств нужно прибегать к молитве», – говорит преподобный Нил Синайский [12]. А святой Иоанн Лествичник учит, что болезни, как правило, посылаются человеку для очищения согрешений, а иногда – «чтобы смирить возношение» [13]. Святые отцы и учители Церкви считают, что при правильном отношении к болезни она приносит несомненную пользу для души.

Падение нравственности в общественной жизни наносит глубокую травму уму и душе современного человека. Аморальные поступки порой, к сожалению, оправдываются и воспринимаются чуть ли не как норма жизни и поведения. С этим все чаще сталкивается современная медицинская наука и практика. Убежден, что в медицине не могут преобладать только либерально-конструктивные модели взаимоотношений врач – пациент. Она должна находиться под надежным покровом христианской нравственности. Для того чтобы не было причинено духовного вреда человеку и обществу современным уровнем развития медицины и биоэтики, необходимы совместный творческий поиск решения имеющихся проблем и тесное взаимодействие Православной Церкви и медицины. Если медицина будет опираться на христианское целомудрие, то может стать сокровищницей мудрых нравственных рекомендаций для врачей-профессионалов. Важно осознать, что попирание человечеством законов бытия, Богом установленных, неизбежно приведет мир к социальным катаклизмам. Медицинская наука обязана прислушаться к голосу Церкви и одухотворить свои деяния. Точно так же и практическая медицина должна руководствоваться духовно-нравственными нормами и отозваться на просьбы и пожелания пациентов и медицинских работников и предоставить священникам возможность духовно их окормлять, создав для этого необходимые условия в учреждениях здравоохранения. Медицинской науке и практике следует всегда исходить из того, что объектом их пристального внимания является духовное и телесное здоровье человека, который лишь непродолжительное время проживает на земле, но рожден для того, чтобы наследовать вечное небесное Царство.

В наш век, когда, к глубокому сожалению, силы зла и безнравственности часто очень цинично действуют именно в медицинской области, хотелось бы особо отметить, что любовь, милосердие, самоотверженность и умение врача подчинить себя интересам больного – это не только заслуживающие уважения свойства личности каждого доктора, но, прежде всего, свидетельство его профессионализма. Такими врачами, или докторами, от Бога были светила отечественной медицины – Николай Иванович Пирогов, Владимир Петрович Филатов и многие другие. Особое место среди них принадлежит святителю-хирургу Луке (Войно-Ясенецкому). Полагаю, что всем «людям в белых халатах» для того, чтобы стать признанными мастерами в медицинском сообществе, снискать уважение своей безупречной медицинской этикой и достичь больших профессиональных высот, следует прислушаться к его высказыванию, которое звучит, как наказ: «Откроем широко сердца свои перед Божественной правдой, но будем служить и правде земной, чем можем» [14].

12 мая 2011 года, г. Тамбов.

Статья опубликована в журнале «Тамбовские епархиальные ведомости», № 4, 2011.

Примечания

[1] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствие к Международной духовно-медицинской конференции «Дух, душа и тело». http://www.tserkov.info/numbers/greetings/?id=1166
[2] Святитель Василий Великий. Избранные творения. М., 2006. Т. 1, Ч. 9, С. 36.
[3] Иван Ильин. О призвании врача. http://ruskolokol.narod.ru/biblio/iljin/put_k_ochevidnosti/12.html
[4] Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Автобиография. Я полюбил страдание… Приход храма сошествия Святого Духа. М., 2007. С. 178
[5] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1997. С. 87.
[6] Там же. С. 86-87.
[7] Там же. С. 85.
[8] Там же. С. 87.
[9] Там же. С. 88
[10] О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви. М., 1995. С. 39.
[11] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам. Скорби от Господа для исправления нашего. http://www.omolenko.com/biblio/ignatii-pisma-miryn.htm?p=50
[12] Преподобный Нил Синайский. Как молиться о больном. http://hramnagorke.ru/articles/107/2026/
[13] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствие к Международной духовно-медицинской конференции «Дух, душа и тело». http://www.tserkov.info/numbers/greetings/?id=1166
[14] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствие к Международной духовно-медицинской конференции «Дух, душа и тело». http://www.tserkov.info/numbers/greetings/?id=1166

Comments are closed.