Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

Спасо-Преображенский собор города Тамбова: история создания и современное состояние

Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на III международная научно-практическая конференция «Православная история и традиционная культура», 22 марта 2011 года,
г. Тамбов

Спасо-Преображенский кафедральный собор города Тамбова с находящимися в нем мощами святителя Питирима Тамбовского является главной святыней Тамбовского края и свидетелем многих исторических событий. Он был построен в Тамбове одновременно с основанием на южных рубежах Руси крепости Тамбов, которую заложили 17 апреля 1636 года на высоком берегу реки Цны при слиянии ее с небольшим притоком — рекой Студенец. Деревянный двухэтажный храм, срубленный всего за три месяца, освятил в праздник Преображения Господня 6 августа 1636 года священник Мокий Поздняков, ставший первым его настоятелем [1].

Преображенский храм, равно как и другие храмы, возведенные в это же время на обширных равнинных территориях, прилегавших к крепости, входил в состав Рязанской епархии. Став духовным центром крепости, он практически со времени своего основания обрел значение главного храма города. Официально статус городского собора Преображенскому храму даровал в 1677 году Рязанский митрополит Илларион [2]. К этому времени штат собора состоял из одного протоиерея, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Все соборное духовенство проживало недалеко от храма в своих домах. При первом Тамбовском епископе Леонтии, назначенном на образованную в 1682 году Тамбовскую кафедру, для деревянной соборной колокольни был отлит колокол весом в пятьдесят пудов [3].

Новая эпоха для Преображенского храма началась с прибытием в Тамбовскую епархию епископа Питирима, который решил недалеко от старого деревянного храма строить каменный кафедральный собор. Испросив благословение Святейшего Патриарха Иоакима, епископ Питирим в 1694 году приступил к строительству. В течение лета стены собора были выведены до высоты 14 м, что свидетельствует о быстром темпе строительства на первом этапе [4]. Не дожидаясь завершения строительства, епископ Питирим освятил один из приделов храма в честь святителя Николая и начал в нем совершение богослужений. В этом приделе у южной стены святитель Питирим и был погребен после кончины 28 июля (10 августа) 1698 года [5].

После смерти епископа Питирима несколько десятилетий собор оставался недостроенным из-за отсутствия средств на покупку материалов, но, несмотря на это, богослужения совершались в освященном Никольском приделе. В 1738 году по повелению Святейшего Синода священник Александр Уланов изыскал средства на строительство верхнего деревянного храма и устройство иконостаса «столярной работы», однако из-за смерти отца Александра работы по благоустройству собора остались незавершенными [6].

В 1758 году назначенный на Тамбовскую кафедру епископ Пахомий (Симанский) застал главный храм города в плачевном состоянии: крыша во многих местах протекала, из-за чего на втором этаже храма было опасно совершать богослужения, иконостас от сырости имел неприглядный вид. Осмотрев собор, епископ Пахомий составил план восстановительных работ, который включал: постройку пяти глав, покрытие всего храма железом, отделку внутренних стен штукатуркой, установку нового иконостаса, строительство каменной ограды с железными решетками. Кроме этого, планировалось вместо деревянной колокольни возвести каменную. На все работы согласно смете требовалась очень большая по тем временам сумма в 10000 рублей, которой у епархии не было. Указанных средств не выделил и Святейший Синод, куда епископ Пахомий направил свое ходатайство [7].

К 80-м годам XVIII века деревянная часть второго этажа собора заметно покосилась. Храм нуждался в экстренном переустройстве. Епископ Тамбовский Феодосий (Голосницкий) решил выполнить работы с привлечением богатых жителей города – тамбовских купцов [8]. Переустройством храма в 1784 году занялся купец Матвей Бородин. Верхняя ветхая деревянная часть храма была разобрана. Стены второго этажа, опорные столпы центрального купола и все своды выполнили из кирпича, над сводами выложили пять круглых барабанов, перекрытие собора и купола пятиглавия покрыли железом и покрасили. Стены и своды внутри храма оштукатурили и покрасили, вымостили деревянные полы, вставили новые рамы и устроили внутри собора лестницу между нижним и верхним этажами. Для второго этажа изготовили трехъярусный иконостас и написали для него иконы, но установить иконостас не удалось, поскольку дела купца Бородина расстроились, и он не смог продолжать работы. Конструкции иконостаса сложили в подвале и во дворе собора, где они пролежали до 1801 года. В этом году по указанию епископа Тамбовского Феофила (Раева) заготовленный купцом Бородиным иконостас осмотрели, и выяснилось, что иконы местами покоробились и сгнили. Использовать данный иконостас было невозможно, и поэтому на средства купца Матвея Алексеевича Малина изготовили и установили новый иконостас. На пожертвования фабриканта Олесова и других тамбовских благотворителей отделали приделы нижнего храма [9].

В октябре 1809 года епископ Феофил благословил соборному духовенству позаботиться о строительстве новой каменной колокольни собора вместо деревянной [10]. Сбор денежных средств был поручен ключарю собора протоиерею Иоанну Наполинскому. К 1811 году заложили фундамент новой колокольни на расстоянии 10 саженей от собора (1 сажень равен 2,1336 м) [11]. Руководил строительством протоиерей Гавриил Шиловский. В конце 1811 года, когда возвели второй ярус колокольни, скончался епископ Феофил. Строительство было продолжено при епископе Ионе (Васильевском), вступившем на Тамбовскую кафедру в марте 1812 года. Исследователь местной церковной истории протоиерей Стефан Березнеговский по этому поводу писал: «Преосвященный Иона в короткое время успел расположить к себе все сословия … епархии; все спешили … делать посильные приношения на постройку …, – и действительно соборная колокольня в короткое время окончательно отстроена» [12]. В 1823 году по инициативе соборного протоиерея Димитрия Соколова краснокирпичное здание кафедрального собора покрасили краской в два цвета, стены – охрой, а выступающие декоративные детали фасада – белой. Колокольня собора была оштукатурена [13].

В начале 30-х годов XIX века Спасо-Преображенский собор не отличался особым благолепием и богатством внутреннего убранства. Через трещины в стенах и разбитые стекла вхрам попадали снег и дождь, на полу появлялись лужи, в нем было холодно и сыро. Иконостас нижнего храма был окрашен темно-синей краской. Иконы, перешедшие в него из ветхого иконостаса верхнего храма, помещались в простых рамах без стекла и окладов.

При епископе Тамбовском Арсении (Москвине) внешний вид собора изменился. В период с 1839 по 1840 годы в западной части появилась двухэтажная пристройка. Руководил работами соборный протоиерей Павел Булгаков. Сменивший Преосвященного Арсения епископ Тамбовский Николай (Доброхотов) в 1841–1842 годах распорядился разобрать лестницы на второй этаж храма, которые занимали много места и создавали значительные неудобства для молящихся. Лестничные марши в верхний храм устроили в пристройке, сооруженной ранее с западной стороны [14].

В 1846 году городское общество избрало старостой Преображенского собора тамбовского купца 3-й гильдии Гавриила Ивановича Казакова. При нем развернулись широкие строительные работы. В 1849 году заново оштукатурили своды и стены, которые выровняли по отвесу, около подкупольных столпов поставили резные капители коринфского ордена. Стены и простенки между оконными проемами расписали фресками с изображением событий Ветхого и Нового Заветов. Полы перемостили и покрыли краской, ветхие рамы заменили на новые. Иконостас верхнего храма переделали и украсили резьбой по дереву. Лучшие мастера в Москве выполнили царские врата и клейма. В нижнем храме сделали новый резной, позолоченный иконостас. Северный придел нижнего храма посвятили Смоленской иконе Божией Матери. Верхний Преображенский соборный храм 2 сентября 1852 года освятил епископ Николай (Доброхотов), а нижний Благовещенский – в 1854 году. В 1879 году утвердили план строительства двух флигелей, которые располагались с южной и северной сторон собора и завершали его архитектурную композицию. При архиепископе Иннокентии (Беляеве) в 1905 году западную пристройку с лестницей разобрали и выстроили новую, более просторную. На средства купца В.М. Аносова в соборе провели отопление. В октябре 1913 года при архиепископе Кирилле (Смирнове) под наблюдением архитектора А. Миролюбова собор заново оштукатурили внутри и тщательно заделали все трещины, все стены лестничной пристройки расписали сюжетами из жизни святителя Питирима. Фасад храма в очередной раз покрасили. Все работы были завершены ко времени прославления святителя, которое совершилось при огромном стечении паломников в июле 1914 года [15].

Недолго продолжалось духовное ликование верующих по случаю обретения мощей святителя Питирима. В 1919 году большевики вскрыли мощи святителя и лишили народ возможности поклонения им. Богослужения в соборе запретили, по всей видимости, в 1929 году. В 1931 году в соборе закрасили фрески и разместили в нем экспозиции краеведческого музея, с куполов сняли кресты, мощи святителя Питирима поместили в запасниках музея. Соборная колокольня была разрушена в 1931–1932 годах [16].

В 1988 году мощи святителя Питирима передали Церкви. 15 июля 1993 года Тамбовской епархии был возвращен нижний храм Спасо-Преображенского собора. 6 августа этого же года архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан) совершил освящение престола нижнего Благовещенского храма. 8 августа 1993 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Питирима в Спасо-Преображенский кафедральный собор, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего первосвятительского визита в Тамбовскую епархию. Святые мощи заняли прежнее место в нижнем храме у правого переднего столпа, определенное для них в 1914 году архиепископом Кириллом (Смирновым) [17].

В 1994 году краеведческий музей освободил верхний храм, и в нем начались реставрационно-восстановительные работы, которые продолжались до 1998 года. За это время былирасчищены художественные росписи, изготовлен и установлен деревянный позолоченный иконостас. В нижнем храме возвели дополнительные столпы и арку для укрепления сводов [18].

К 325-летнему юбилею Тамбовской епархии, который торжественно отмечался 10 августа 2007 года, главный храм епархии заметно преобразился. В период подготовки к юбилею с 2006 по 2007 годы были проведены значительные внешние восстановительные работы. Центральный и четыре боковых купола собора впервые позолотили. На купола изготовили и установили позолоченные маковки и кресты. Фасад храма покрасили в бирюзовый цвет, а украшающие его декоративные элементы – в белый, что позволило показать нарядность убранства собора и придать ему стройный и изящный вид. В нижнем храме установили новый позолоченный иконостас.

В 2014 году Тамбовская епархия будет праздновать 100-летний юбилей со времени прославления святителя Питирима. Кафедральный собор станет главным местом торжеств. Епархия занимается благоустройством собора и прилегающей территории, имея намерение полностью воссоздать архитектурный ансамбль и вывести с территории собора строения советского периода. Уже восстановлен колодец святителя Питирима и воссоздана часовня над ним, перенесена опора высоковольтной линии электропередач, принято решение о демонтаже зданий с восточной стороны собора, что позволит очистить место бывшего некрополя и первого деревянного собора.

В 2010 году епархией разработан проект восстановления собора в том виде, в котором он встречал прославление мощей своего основателя в 1914 году. Проект предусматривает, среди прочего, воссоздание соборной колокольни на прежнем месте. Как свидетельствуют архивные источники, колокольня начала строиться в 1811 году на расстоянии 10 саженей или 21 м от западной стены собора. Выше уже отмечалось, что в разные годы к собору делались пристройки. Самая поздняя пристройка к западному фасаду собора появилась в 1905 году. Она увеличила его длину примерно на 11 м, а значит, сократила расстояние от собора до колокольни именно на 11 м. До настоящего времени многие наши современники, в том числе известные историки, архитекторы и краеведы, расстояние в 21 м до колокольни отсчитывают от современного здания собора, и тем самым тиражируется ошибочное мнение о местонахождении колокольни. Кропотливое изучение датированных архивных описаний и фотографий пристроек к собору свидетельствует, что колокольня находилась от современной западной стены собора на расстоянии 10-11 м. Для подтверждения результатов архивных исследований по просьбе Тамбовской епархии специалисты Тамбовского государственного технического университета провели снятие георадарных профилей площади перед собором. При снятии профиля по оси собора было выявлено нарушение грунта в интервале от 10 до 20 м от стены собора на глубине порядка 2–2,5 м. Профили параллельно западной стене на расстоянии 10–12 м и 6–14 м на глубине порядка 1,5–2,5 м также показали наличие фиксируемых нарушений в грунте. Таким образом, на расстоянии 10–11 метров от входа в собор в западном направлении обнаружено наличие остатков фундамента с размерами порядка 9,5–11 м на 8–10 м на глубине примерно 1,5 м. Это означает, что колокольня находилась в пределах асфальтной зоны Соборной площади и ее воссоздание на прежнем месте никоим образом не затронет мемориал памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

После проведенных исследований епископ Тамбовский Феодосий обратился к руководителям региона и города с просьбой выдать разрешение на восстановление колокольни на прежнем месте. Обращение было направлено в Общественную палату Тамбовской области, которая создала рабочую группу для его изучения. 18 декабря 2010 года на Соборной площади у Спасо-Преображенского собора состоялось выездное заседание рабочей группы по сбережению культурно-исторического наследия при Общественной палате Тамбовской области. На этом заседании большинство членов рабочей группы высказалось за воссоздание колокольни на историческом месте. На основании заключения рабочейгруппы члены Общественной палаты поддержали инициативу Управляющего Тамбовской епархией.

Предложение епископа Феодосия было также рассмотрено на заседании Совета по охране и сохранению культурного наследия при управлении культуры и архивного дела Тамбовской области, который, всесторонне изучив просьбу, вынес положительное решение. При принятии решения члены Совета руководствовались нормами Федерального закона от 25.06.2002 No73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Территория, предполагаемая под воссоздание колокольни Спасо-Преображенского собора, имеет статус охранной зоны объекта культурного наследия, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, запрещающий строительство за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия. Совет исходил из того, что воссоздание колокольни в соответствии с требованиями реставрационных норм и правил направлено на сохранение объекта культурного наследия, каковым, несомненно, является Спасо-Преображенский кафедральный собор. В соответствии со ст. 47 вышеуказанного закона воссоздание объекта культурного наследия осуществляется посредством реставрации при особой исторической и культурной значимости утраченного объекта и при наличии достаточных научных данных для его воссоздания. Члены Совета решили признать духовно-культурную значимость воссоздания соборной колокольни на ее историческом месте для сохранения и восстановления.архитектурного ансамбля объекта культурного наследия федерального значения.

В завершение следует сказать, что в 2012 году в Российской Федерации будет всенародно отмечаться юбилей – 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, которая многими по справедливости называется великой и священной. В Москве памятником победы российского воинства над Наполеоном стал Храм Христа Спасителя. В Тамбове символом победы и памятником тамбовчанам, погибшим на полях сражений в годы войны 1812 года, стала колокольня Спасо-Преображенского собора. Воссоздание разрушенной колокольни, которая являлась неотъемлемой частью собора, имеет духовное, нравственное и патриотическое значение. Оно станет историческим деянием, воскрешающим в памяти потомков подвиг воинов-тамбовчан, павших в войне 1812 года. Это будет торжество справедливости, о котором говорил 30 ноября 2010 года Президент России Д.А. Медведев, передавая Святейшему Патриарху Кириллу храм Рождества Богородицы в Московском Кремле. Убежден, что воссоздание соборной колокольни явится огромным событием для современников и для грядущих поколений и будет вписано яркой страницей в летопись истории Тамбовского края.

22 марта 2011 г. г. Тамбов

Статья опубликована в журнале «Тамбовские епархиальные ведомости», № 3, 2011.


Примечания

1. Орлов Н. Тамбовские летописи // ИТУАК, 1918. Вып. 48. С. 148
2. Молчанов Н. Жизнеописание Преосвященного Питирима, епископа Тамбовского. Тамбов, 1914. С. 23
3. Хитров Г. протоиерей. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 155
4. Молчанов Н. Указ. Сочин. С. 24
5. Хитров Г., протоиерей. Указ. Сочин. С. 162
6. Березнеговский С.А., прот. Тамбовский Спасо-Преображенский собор // ИТУАК, 1913. Вып. LV. С. 250.
7. Там же. С. 250-251. 8).ХитровГ.,прот.Указ.Сочин.С.202.
9. Там же. С. 223.
10. Березнеговский С. А. прот., Указ. сочин. С. 251.
11. Хитров Г., прот. Указ. Сочин. С 214.
12. Березнеговский С. А. прот., Указ. сочин. С. 252.
13. ТЕВ. 2009. No5. С. 28-36.
14. Фиксен Б. Историко-археологическое описание Спасо-Преображенского собора в г. Тамбове // ИТУАК, 1904. Вып. 44. С. 6
15. Там же. С. 7
16. ГАТО. Ф. Р6. Оп. 1. Д 162. Л. 77
17. ТЕВ. 2008. No1. С. 31 18). АТЕ. Ф. 3 Оп. 1. Д. 14.

Comments are closed.