Доклад митрополита Феодосия: «Нормативно-правовые основы церковно-государственного взаимодействия в сфере образования» на заседании Попечительского совета

Школа не может быть отделена от духовной культуры народа»1, – говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 января 2013 года в своем докладе в Москве на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений.

Проявляя обеспокоенность за судьбу своих детей, а значит и за будущее России, родители одобрительно относятся к преподаванию в общеобразовательных учреждениях предметов духовно-нравственной направленности. В регионах Центрального федерального округа от 50 до 80% родителей избрали изучение модуля «Основы православной культуры».


В Тамбовской области этот модуль в 2011 году изучали 92% школьников 4–5-х классов, а в 2012 году – 93%. По данным епархии ежегодно крещение совершается в храмах над 93 % детей, то есть количество крещаемых детей равно количеству детей, изучающих основы православной культуры. Приведенные показатели убедительно свидетельствуют о желании граждан изучать свою православную культуру и знать отечественные традиции. Это в свою очередь следует рассматривать как социальный заказ общества государству и российской системе образования. Кроме того, это показывает, что в родительском и педагогическом сообществах имеется ясное понимание того, что без участия такого общественного института, как Церковь, зовущего строить жизнь на вечных христианских ценностях, и в ХХI веке не обойтись. Отвечая на запрос родителей и педагогов, Церковь постепенно налаживает взаимодействие с различными образовательными заведениями.
В своей деятельности она не преследует иных целей, кроме заботы о нравственном благополучии граждан России. Она идет навстречу чаяниям родителей, имеющих понятное и очень естественное для них желание – правильно воспитать и образовать детей, дать им духовные, культурные и нравственные основы жизни. Не всегда и не везде их ожидания и позиция Церкви находят понимание среди тех, кто имеет прямое отношение к образовательной сфере, в том числе и среди депутатов законодательного собрания. Это приводит к появлению нормативных актов и документов, не в полной мере отражающих заказ на изучение православной культуры.

Рассмотрим недавно принятый закон «Об образовании в Российской Федерации». Он содержит некоторые положения, имеющие большое значение для чад Русской Православной Церкви и всех граждан страны. В частности, в 87-й статье закона отражено право духовных образовательных учреждений реализовывать программы среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, что дает возможность готовить преподавателей модуля «Основы православной культуры» в православных вузах и духовных семинариях. В указанной статье говорится о том, что традиционные религии России имеют право участвовать в подготовке и экспертизе учебных программ по религиозной культуре, осуществлять конфессиональную экспертизу соответствующих учебных пособий. В нормах закона закреплен принцип светского характера образования в государственной школе, который долгое время рассматривался как серьезное препятствие для преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных школах. Новый закон закрепил практику преподавания основ религиозных культур и светской этики в светской школе. В законе, к сожалению, нет положения о равном финансировании государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных учреждений, к которым, в частности, относятся православные детские сады, школы и гимназии, созданные религиозными организациями. На законодательном уровне пока не выработана и единая терминология образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Некоторые понятия из области религиозной культуры в светской трактовке иногда приобретают смысл, в корне отличающийся от того, который в него вкладывают те или иные религиозные конфессии. Да и само понимание сути духовности в современной культуре часто неверно. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни6.

Всем известно, что духовно-нравственное воспитание человека начинается с первых лет его жизни. Дошкольный возраст является ключевым для становления личности. Действовавшее до принятия нового закона об образовании «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» создавало искусственные трудности для внедрения программ по духовно-нравственному воспитанию детей на традициях народа ввиду отсутствия в нем задачи духовно-нравственного развития личности. В настоящее время растет интерес руководителей и педагогов детских садов к воспитанию детей на православных ценностях. К руководству дошкольных учреждений все чаще обращаются родители с пожеланием ввести в образовательную программу духовно-нравственную составляющую. В настоящее время в 44-х дошкольных учреждениях Тамбовской области преподаются предметы, связанные с культурой Православия.

 С целью осуществления непрерывности и преемственности процесса духовно-нравственного воспитания и образования на всех ступенях общего образования в 2012 году Синодальным отделом религиозного образования приняты следующие документы: «Православный компонент дошкольного образования» и «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста». Использование упомянутых элементов православного стандарта образования позволит не только церковным, но и светским детским садам лучше ориентироваться в определении содержания программ духовно-нравственного воспитания. В этой связи представляется целесообразным, чтобы Попечительский совет ЦФО поддержал предложение о включении положения указанных выше нормативно-методических документов Русской Церкви в федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который разрабатывается в соответствии с требованиями нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

Несколько слов следует сказать о воскресных школах. 25 декабря 2012 года Священный Синод утвердил пакет документов, определяющих их дальнейшее развитие. В документах воскресные школы, зарегистрированные в качестве самостоятельного юридического лица, именуются «центрами духовно-нравственного воспитания». Им присвоен статус учреждений дополнительного образования. В 2010 году в Тамбовской области был осуществлен проект лицензирования образовательной деятельности воскресных школ и разработан механизм их финансирования, закреплённый региональными нормативно-распорядительными актами. Численность воспитанников лицензированных воскресных школ возросла на 70 %. Они активно включились в создание системы духовно-нравственного воспитания на муниципальном и региональном уровнях. Однако отсутствие в новом Федеральном законе об образовании правовых полномочий региона по финансированию частных учреждений дополнительного образования, к которым относятся и воскресные школы как центры духовно-нравственного воспитания, разрушает положительно зарекомендовавший себя социально-значимый опыт взаимодействия светской и духовной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию подрастающего поколения. В этой связи полагаю, что следует поддержать предложение Попечительского совета ЦФО о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон об образовании, которые сохранили бы возможность финансирования лицензированных воскресных школ.

Хотелось бы коснуться также перспектив расширения преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012 года во всех регионах России в обязательной части школьной программы был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя предмет по выбору «Основы православной культуры». Несмотря на положительные итоги апробации курса в настоящее время наблюдается дефицит взаимопонимания между участниками образовательного процесса относительно главных задач и перспектив этого проекта. Церковь с самого начала рассматривала предложенный Министерством образования в 2009 году формат преподавания в объеме 34 учебных часов как важный первый шаг, за которым непременно должен последовать следующий – преподавание курса ОРКСЭ по всем ступеням и годам школьного обучения. Известно, что Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве России еще в 2011 году после успешного окончания апробации были приняты принципиальные решения о расширении преподавания курса ОРКСЭ. В 2012 году в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации была разработана и передана в Министерство образования и науки «Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования», предусматривающая поэтапное расширение преподавания курса со 2-го по 10-й классы включительно. К сожалению, указанная концепция пока не утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации. Проведенные опросы показывают, что родители, педагоги и школьники в большинстве своём желают, чтобы преподавание предметов духовно-нравственной направленности не было ограничено только одним годом. Полагаю, что в проект решения настоящего заседания Попечительского совета ЦФО в раздел рекомендаций Министерству образования и науки Российской Федерации следует включить предложение по расширению преподавания курса ОРКСЭ со 2 по 10 классы и скорейшему принятию министерством «Концепции комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования».

В целях развития нормативно-правовых основ по организации духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, совершенствования плодотворного взаимодействия Церкви и государства представляется полезным создание межведомственной рабочей группы по разработке региональной концепции церковно-государственных отношений в сфере образования. Данная концепция должна отвечать современным реалиям и служить своеобразным стратегическим заданием и планом для законотворческой деятельности региональных парламентов в этой области. Важно включить в концепцию положения общецерковных документов, регламентирующих сферу духовно-нравственного воспитания и образования. Она должна учитывать также опыт изучения религии в других странах по выбору учащегося и его семьи в рамках обязательной школьной программы.

Только осознав необходимость духовно-нравственного образования и воспитания молодого поколения для будущего Отечества и объединив усилия Церкви, государства и общества можно достичь желаемого результата в образовательной сфере.

_______________________________

1 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Доклад на открытии XXI Международных Рождественских чтений. М., 2013 г.

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, М., 2001.

3 Русская Православная Церковь и право: комментарий. М.: Издательство Бек,1999. c. 110.

4 Святитель Василий Великий. Избранные творения: Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. М.: Сретенский монастырь, 2008. 816 с.

5 Г.В. Гусев. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. М., 2007. c. 5.

Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский. Выступление на XXI Международных Рождественских чтениях: 25 янв. 2013 г.

7 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Цветник Духовный. М., 1903. Ч.2. c. 8.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Comments are closed.