Духовность как базовая ценность жизни

Интервью епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия региональному приложению «Аргументы и факты–Тамбов» в рамках проекта «Ценности жизни: тамбовский аспект»

В последнее десятилетие в нашем обществе особенно много говорится о духовности. При этом очень часто в это понятие вкладывается разный смысл. Что же такое духовность на самом деле, какова ее роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом? На чем основывается она и как созидается, необходимо ли опираться на духовные ценности в образовательном процессе? Что, вообще, духовность дает человеку? На эти и многие другие вопросы мы попросили ответить епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия.

  1. Уважаемый Владыка! Давайте начнем с определения того, что, собственно, включает в себя понятие «духовные ценности»?

Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

Для каждой национальной культуры именно религия является основным культурообразующим фактором, и вне ее контекста рассуждение о духовных ценностях теряет смысл.

Слово «религия» означает связь человека с Богом, богопочитание, благочестие, то есть жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Совершенно очевидна нравственная составляющая христианских заповедей. Понятие «духовные ценности» обретает свое подлинное содержание тогда, когда человек находится в неразрывном молитвенном общении с Богом, богослужением и Церковью.

С сожалением приходится констатировать, что в системе мировосприятия большинства современных людей представление о духовной жизни, о внутреннем духовном совершенстве отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что культура в наши дни во многом утратила традиционный характер; она стала секулярной, внерелигиозной и даже антирелигиозной. Влияние религии, наличие традиционных основ в различных сферах современной культуры сведены к минимуму. В понятие «духовные ценности» стали вкладывать совершенно иной, искаженный смысл. В последнее время мы возвращаемся к истокам и пытаемся выстраивать жизнь на духовном основании, на нравственных идеалах, и наша жизнь наполняется смыслом.

Образованию ума должно предшествовать воспитание сердца

      2.   Многие убеждены, что хорошее образование – пропуск в счастливую, обеспеченную жизнь. Так ли это? 

 Прежде всего задумаемся о том, что такое счастье и счастливая жизнь. Является ли обеспеченная жизнь залогом счастья? Многочисленные примеры из истории, а также из жизни наших современников по всему миру показывают, что иногда самый богатый человек оказывается несчастливым. Подлинного счастья без Бога не бывает. Счастливая жизнь – это та жизнь, которая ведется в согласии с совестью и Богом. В этом смысле можно говорить о неоценимой пользе образования, построенного на духовно-нравственных началах. Только такое образование способно стать пропуском в счастливую жизнь в религиозном понимании. Восстановление в человеке внутренней иерархии, преобладание духовного начала над материальным позволяет в каждом из нас раскрыться образу Божию во всей полноте. Человек неизбежно терпит неудачу и духовно умирает, если избирает себе в жизни широкий путь развлечений. Понимание счастья как обеспеченность и настроенность человека на получение земных удовольствий, с одной стороны, способствует развитию в его душе различных пороков, а с другой – жизнь теряет для него всякую ценность и смысл, если перестает приносить наслаждение.

Если современное образование станет подлинным духовным образованием души и просвещением ума, то тогда с уверенностью можно сказать, что оно будет действительным залогом хорошей и счастливой жизни.

      3.   Может ли содержание современного образования способствовать сохранению и преумножению традиций русской жизни?

В России духовно-нравственное воспитание и образование всегда содействовали становлению человека на основе православной культуры во всех ее проявлениях (религиозной, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает человеку возможность более полного восприятия мира и своего места в нем. Немыслимо возродить культуру, нравственность, духовность без знания основ традиционной религии, без тесного соработничества государства с Церковью. Именно на православных идеалах формировались традиции русской жизни и такие прекрасные качества человека и гражданина, как доброта, милосердие, совестливость, порядочность, умение прощать, готовность к бескорыстной помощи, честность, патриотизм, культура межэтнического общения, трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело.

Важным шагом в направлении приобщения детей к духовным ценностям стало преподавание в образовательных учебных заведениях модуля «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Мониторинг, проведенный  в октябре 2011 года, показал, что в Тамбовской области 92% родителей для детей 4-х – 5-х классов избрали преподавание модуля «Основы православной культуры». Как свидетельствуют проводимые среди родителей и педагогов опросы, в школах, где преподается этот предмет, дети стали более воспитанными, повысилась успеваемость, улучшились отношения между учениками.

Необходимо помнить, что воспитание должно предшествовать образованию. «Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца», – пишет святитель Московский Иннокентий (Вениаминов). Воспитание – это прочный фундамент, на котором созидаются все последующие способности человека и строится вся его жизнь.

Формирование духовно-нравственных ценностей в обществе на основах Православия

     4.   В современной жизни, характеризующейся повсеместным падением нравственности, вряд ли можно говорить о всеобщем воспитании в православной вере. Каким же образом тогда привлекать внимание к проблеме воспитания духовных и нравственных ценностей Православия?

Общеизвестно, что большинство россиян называют себя православными христианами. Таковыми они являются, в большинстве случаев, по факту Таинства Крещения. Но мы знаем, что не все ведут полноценную церковную жизнь. Церковь многое делает для того, чтобы объяснить вновь пришедшим людям основы православной веры. Практически при каждом храме в Тамбовской епархии действует воскресная школа. В общеобразовательных учебных заведениях Тамбовской области преподаются предметы духовной направленности. Неоценимое воспитательное воздействие на человека оказывает участие в богослужениях, принятие Святых Таинств, чтение Священного Писания и книг духовного содержания. Следует активнее действовать по созданию системы непрерывного духовного образования от православных детских садов до вузов и вводить духовный компонент в светские образовательные учреждения всех уровней.

Целенаправленная политика утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений системы традиционных для России ценностей должна полагаться в основу государственно-общественной модели развития страны. Либеральная модель развития может оказаться гибельной для нашей Родины. Концепция либерализма покоится на идее освобождения человеческой личности от всего, что понимается ею как ограничение ее воли и ее прав. Действительно, свобода человека предопределена Божиим замыслом, и нарушение ее является грехом.

Когда апостол Павел призывает к свободе, он говорит о предназначении человека быть свободным во Христе, то есть освобожденным от пут греха. Либеральная идея не только не призывает к освобождению от греха, она поощряет греховные проявления человека. Воспитанный на либерализме человек отбрасывает все, что сковывает его, препятствует ему в утверждении греховного эгоизма. Православие призывает человека к целомудрию, трепетному отношению к ближнему. Главная христианская добродетель – любовь – простирается до самопожертвования.

В настоящее время федеральные и региональные органы управления принимают законы, ограничивающие нецензурную брань, распитие спиртных напитков, курение и другие общественные пороки. Это пока начальные, но весьма желательные шаги по улучшению духовно-нравственной атмосферы в обществе. Только совместными усилиями Церкви, государства и общества мы сможем привлечь внимание к проблеме воспитания духовных и нравственных ценностей на основах Православия, способствовать тому, чтобы наше общество было высоконравственным и цельным. И привлекать внимание к этой проблеме, говорить об этом должны, в том числе, и средства массовой информации.

     5.   Ценности подростков и молодежи в корне отличны от тех, что являются приоритетными для их родителей. Можно ли изменить ситуацию?

 Изменение ситуации во многом зависит от должного исполнения семьей своих важнейших общественных функций или обязанностей по воспитанию детей. Влияние Православия на устроение семьи в корне изменило отношение родителей к детям. Словами Евангелия Православие напоминает о Спасителе, Который, защищая детей, указал на ценность их неиспорченной души – «таких есть Царствие Божие»! (Мф. 10, 14). Возвышая значение данных Христом заповедей для нравственного возрастания человека, и особенно в деле воспитания детей, христианство налагает на родителей огромную ответственность за них. Реалии же современной жизни таковы, что ребенка еще в младенческом возрасте перепоручают воспитателям и учителям. Его ценности формируются в отрыве от соприкосновения с ценностями родителей. Если же родители не устраняются от воспитания ребенка в семье, то подросшие дети не могут иметь ценностей, в корне различных с ценностями отца и матери. С другой стороны, нередки случаи, когда дети, посещающие воскресные школы, приводят к православной вере своих родителей. Обретя христианские нравственные ценности сами, они постепенно воцерковляют своих родителей и меняют их мировоззрение, часто не ставя перед собой такой задачи, и тем самым преодолевается их ценностный разрыв с родителями.

Хождение в делах Божеских

      6.   Сегодня в России делается ставка на развитие малого бизнеса как основу экономической безопасности страны. Сопоставимы ли понятия предпринимательства и духовности?

«Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских», – пишет святитель Феофан Затворник. Само по себе предпринимательство есть труд, а трудиться Бог благословил человеку еще в раю. Однако этот труд таит в себе значительную духовную опасность, которая заключается не в самом обогащении, а в порабощении ему, в том, что человек начинает этому богатству служить, превращая себя в его покорного раба.

Именно от такого отношения к богатству предостерегает христианство. Согласно святоотеческой традиции, привязанность к богатству есть страсть, одинаково гибельная и для богатого, и для бедного. Оптинские старцы говорили своим духовным чадам, что «можно спастись в богатстве и в бедности. Сама по себе бедность не спасает. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись… Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть».

В христианском обществе богатый человек всегда имеет возможность служить Богу и ближним. Состоятельный человек не должен смотреть на свое имущество как на личную собственность, с которой он может поступать по своему усмотрению. Он только казнохранитель Божий, которому вверено состояние не для того, чтобы тратить его на свои удовольствия, но на благие дела.

Соответственно богатство не всегда есть зло. Оно является благом при наличии двух условий. Во-первых, если оно не наживается путем преступного хищения, и, во-вторых, если оно расходуется на нужды бедных. Отсюда необходимость для обеспеченных людей совершать дела благотворительности и милосердия. Эти идеи были усвоены обществом, в котором многие богатые действительно значительную часть своих средств тратили на служение Богу и людям: строили храмы, больницы, дома для престарелых и сирот и т.д.

На Тамбовской земле показательным примером преемственности христианской традиции пожертвований на богоугодные дела стал фонд «Возрождения православных святынь», существующий с 2004 года. В этот фонд входят многие представители бизнеса, которые участвуют в восстановлении прежних и строительстве новых храмов на Тамбовщине.

     7. Владыка! Происходящее в наше время радикальное увеличение количества епархий Русской Православной Церкви также призвано укрепить духовно-нравственные традиции в нашем обществе и государстве?

 В настоящее время в Тамбовской епархии действуют около 200 приходов. Совершить богослужение в каждом храме в течение года весьма проблематично, а ведь количество приходов, во исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года, продолжает постоянно расти. Соответственно и число епархий должно возрастать, чтобы архипастырь мог чаще посещать приходы. Следует отметить, что создание новых епархий является продолжением того направления, которое было избрано Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917-1918 годов и в силу исторических причин не могло быть реализовано в свое время. Увеличение количества епархий ­– это своевременный и необходимый процесс, позволяющий значительно активизировать благотворительную, молодежную, миссионерскую и педагогическую деятельность Русской Православной Церкви и, несомненно,  способствующий укреплению в обществе духовно-нравственных традиций.

 В заключение хочется сказать, что общество – это живой организм, скрепленный множеством незримых духовных связей, формирующихся в процессе воспитания и образования человека. Поэтому всякое игнорирование сферы духа в образовательном процессе может иметь для общества и государства непредсказуемые последствия. Церковь обладает богатейшей сокровищницей духовной мудрости, уникальным по своей значимости святоотеческим наследием. Убежден, что голос Православной Церкви о базовых духовно-нравственных ценностях христианской цивилизации должен быть хорошо слышен в современном российском обществе.

 

 



Comments are closed.