Двунадесятый праздник СВЯТОГО БОГОЯВЛЕНИЯ

В двунадесятый праздник Святого Богоявления  — Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его Высокопреосвященнейший владыка ФЕОДОСИЙ, митрополит Тамбовский и Рассказовский совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова. За литургией Ему сослужили клирики собора: протоиерей Алексей Деикин, ключарь собора, заведующий Архитектурно-строительным отделом протоиерей Георгий Неретин, заведующий Регентским отделением Тамбовской духовной семинарии протоиерей Андрей Махоренко, священник Александр Стулов, протодиакон Алексей Соколов, заведующий Информационно-издательским отделом диакон Константин Полозов.

Завершив литургию, под пение  стихир освящения, Владыка спустился в предел Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором для освящения воды был установлен чан. Названный храм расположен на первом этаже собора. В этом храме Владыка совершил Великое освящение воды.

По завершении Богослужения Высокопреосвященнейший владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом, разъясняющим значимость Великой агиасмы. Он рассказал о истории возникновения необходимости освящения воды и ее свойствах.

Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Уже святой Ириней Лионский (+202) называет воду для Крещения «святой», а Тертуллиан (+ок. 220) говорит о том, что вода освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий (+379) вообще говорит об освящении воды как о древнейшем устном Предании Церкви.

Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском Востоке.

Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма.

Так же Владыка в своем слове отметил увиденную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное качество крещенской воды.

Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана.

Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».



Comments are closed.