Митрополит Тамбовский и Рассказовский ФЕОДОСИЙ

Новое чудо святителя Питирима Тамбовского

 

10 августа 2014 года Русская Православная Церковь будет молитвенно  праздновать 100-летний юбилей со времени причисления к лику святых святителя Питирима, епископа Тамбовского, чудотворца, святые мощи которого почивают в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова, основанном самим святителем Питиримом в 1694 году.

За год до указанного юбилея в Тамбовскую митрополию из Республики Черногория стали приходить сообщения о том, что в ризнице храма в честь святителя Николая Чудотворца в городе Котор, находящемся в пределах епархии, возглавляемой митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем) (Сербская Православная Церковь), хранится священная реликвия – напрестольный серебряный крест, изготовленный в годы управления святителем Питиримом Тамбовской епархией.

В нижней части тыльной стороны креста на церковнославянском языке отчеканен следующий текст:

Для удобства чтения указанный текст напишем по-русски: «7203 год сентября в 30-й день построен сей крест при Преосвященном Питириме, епископе Танбовском, а весу в сем кресте три фунта тридцать семь золотников, а на позолоту сего креста изошло семь червонных».

Надпись на кресте свидетельствует, что он изготовлен в 7203 году от сотворения мира, то есть в 1695 году от Рождества Христова, при святителе Питириме Тамбовском. Крест весит 1,35 кг, его высота – 44,5 см, длина верхней перекладины  – 29,5 см, ширина – 5 см, толщина – 1,5 см. Крест серебряный, с искусной чеканкой, канфарением, гравировкой, золочением. На лицевой стороне креста утрачена фигура распятого Христа. Имеются небольшие сквозные отверстия на лицевой стороне креста и два отверстия в нижней части оборотной стороны. На кресте изображены Орудия Страстей Христовых. Возможно, что это один из первых русских крестов с изображением Орудий мучения Христа. Крест четырехконечный с трехлопастным завершением концов. На верхнем конце креста изображено «Воскресение Христово» в виде иконографического извода «Сошествие во ад», на боковых концах – Снятие с Креста (слева) и Положение во гроб (справа), на нижней перекладине – Тайная вечеря (это является большой редкостью), чуть ниже – глава Адама и чаша с розгами – символом бичевания Христа. На нижнем конце креста изображены Орудия Страстей Христовых: петух на колонне (символ предательства апостола Петра), перчатка (то есть рука, ударившая Господа), кувшин («умывание Пилатово»), сребреники, высыпающиеся из мешочка (символ предательства Иуды), игральные кости, обозначающие метание жребия воинами, делившими одежду Христа и др. Изображенные на кресте композиции стали распространяться в русском искусстве с последней трети XVII века, в основном, в изделиях московских мастеров[1]. В центральной части лицевой стороны креста вычеканен крест с имитацией структуры дерева, что встречается крайне редко. Этот прием характерен для конца XVII столетия. На оборотной стороне креста, в средокрестии и ветвях, вычеканены пять гладких медальонов круглой формы. Остальное поле оборотной пластины расчеканено стилизованными травами и цветами. Надпись в нижней части креста соответствует традиции конца XVII века. Не вызывает сомнений, что крест создан русскими умельцами. Он является высокохудожественным произведением, представляет собой значимую духовную и историко-культурную ценность, поскольку изготовлен при жизни святителя Питирима. С большой долей вероятности можно предположить, что крест заказан им в Москве, где он бывал по делам епархии.

Предположительно, крест святителя Питирима во время гражданской войны, в 20-х годах XX столетия, был вывезен эмигрантами из города Севастополя и привезен в Черногорию в порт города Котор. В частных архивах этого города сохранились списки эмигрантов, сошедших с пароходов на берег в портах Черногории. Возможно, что крест святителя Питирима кто-то из прибывших на пароходе священников или мирян передал в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на городском кладбище города Котор. При каких обстоятельствах и когда это произошло, еще предстоит выяснить. Более 40 лет он находился в Покровском храме и использовался во время богослужений. Его выносили на средину храма и устанавливали на панихидный столик во время отпевания усопших, которых этим же крестом благословляли в последний путь. Поскольку Покровский храм не охранялся, в него неоднократно проникали грабители, но всякий раз серебряный крест святителя Питирима оставался на своем месте, несмотря на то, что не заметить его было невозможно. 44 года назад в главный храм города Котор –Никольский собор – был назначен настоятелем священник Момчило Кривокапич, ставший благочинным городских храмов. При нем провели инвентаризацию ризницы Покровского храма. Крест святителя Питирима отреставрировали, атрибутировали, надпись на кресте расшифровали и установили время его изготовления. Для сохранности крест перенесли в древнюю крепость города Котор, в собор в честь святителя Николая, имеющий надлежащую охрану, где он находится до настоящего времени.

Епископ Питирим возглавлял Тамбовскую кафедру с 1685 по 1698 годы, где проявил себя как деятельный устроитель епархии, основатель Спасо-Преображенского собора в городе Тамбове, строитель новых монастырей и храмов. Он собственноручно создал и освятил несколько крестов. Дошедшие до нас источники свидетельствуют, по крайней мере, о двух из них. Это крест, изготовленный им из дерева и подаренный Предтеченскому храму села Донского, близ Тамбова. Другой крест святитель написал на полотне и установил на одной из въездных башен крепости города Тамбова. Возможно, что крест, находящийся в храме святителя Николая в городе Котор в Черногории, предназначался святителем Питиримом для основанного им каменного Спасо-Преображенского кафедрального собора. Правый придел нижнего храма собора он освятил в 1695 году в честь святителя Николая. Именно в этом году, как гласит надпись, и был «построен» крест. Следует сказать, что на 1695 год – год изготовления креста – приходятся памятные для святителя Питирима даты: 50-летний юбилей со дня рождения, 10-летие служения на Тамбовской кафедре, первая годовщина с начала строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора в Тамбове. Можно предположить, что святитель Питирим подарил крест кафедральному собору в связи с указанными памятными датами. После смерти архипастыря, последовавшей в 1698 году, его похоронили в Никольском приделе. В 1914 году состоялось обретение мощей святителя, которые поместили в специально устроенной раке и установили в указанном приделе. В 1919 году городские власти вскрыли мощи и передали их в запасники областного краеведческого музея, который расположился в закрытом для совершения богослужений Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Лишь в 1992 году чудом сохранившиеся святые мощи передали Русской Православной Церкви. В 1993 году они заняли прежнее место в Никольском приделе нижнего храма кафедрального собора. Вряд ли можно считать простым совпадением то, что крест после долгих странствий вновь оказался в Никольском храме, только уже в Черногории, вдали от освящённого святителем Питиримом Никольского придела кафедрального собора города Тамбова. Очевидно, что святитель Николай Чудотворец охранял крест Тамбовского святителя.

Обретение креста святителя Питирима в преддверии 100-летия со времени его канонизации было воспринято тамбовчанами как новое чудо святителя и проявление особой милости Божией, явленной Тамбовской пастве для духовного утешения. Крест, как каждая реликвия, связанная с именем святителя Питирима, очень дорог верующим и имеет важное значение для истории и культуры Тамбовского края. С момента его обретения в далекой Черногории у почитателей Тамбовского чудотворца появилась надежда, что в юбилейный 2014 год крест святителя Питирима вернется в Тамбов и будет передан в Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Ссылка на файл с текстом статьи


[1] Гнутова С.В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков. Сборник: «Филевские чтения». Вып. V: Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII – начала XVIII веков. М., 1994. С. 68–86.

Comments are closed.