Православные христиане вступили в первый день Успенского поста

14 августа 2015 года православные христиане отмечают первый день Успенского поста. В этот день во всех храмах Тамбовской митрополии было совершено освящение нового урожая мёда и спрошено у Господа благословение подать новому урожаю мёда благодать Святого Духа, дабы всякий вкушающий от него получал здравие и исполнялся всякого блага.

В народе этот день называют «Медовым или первым Спасом»,  а в церковном календаре праздник именуется Происхождение (изнесение) Чест­ных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове история этого календарного празд­ника объясняется так:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней.

В Русской Церкви это празднество соединя­лось с воспоминаниями Крещения Руси в 988 году Святым Равноапостольским князем Владимиром. 14 августа в память об этом событии совершалось освящение воды в водах Днепра и Крещатика. Медо­вый Спас называют еще «медолом» – праздник пчеловодов. В этот день пасечники заламывают в ульях пер­вые медовые соты.

Мед является одним из самых пи­тательных среди постных продуктов. В Евангелии рассказывается о том, как Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только акрида­ми (сушеной саранчой) и диким ме­дом. В Библии о богатой стране го­ворилось – земля, кипящая молоком и медом.

Русь всегда была богата медом. В русской кухне на его основе приготовлялось множество разнообразных блюд и напитков. Вкушение меда разрешается в лю­бой день года, кроме Великого Пят­ка на Страстной Седмице. В этот день принятие пищи запрещается. Мед был и остается неотъемлемой частью обрядовой кухни. С него все­гда начинался поминальный обед. Мед всегда считался наиболее угод­ным Богу для поминовения усопших.

Мед стал даже виновником появле­ния на свет знаменитого русского самовара, вернее его прообраза. Наши предки очень любили душис­тый напиток, приготовляемый на основе меда. Русские его называ­ли сбитнем, иностранцы – глинтвей­ном. Долгое время он заменял по­пулярные сейчас чай и кофе. Сби­тенщики, продавцы одноименного напитка, разносили его в больших медных чайниках, которые в зимнее время плотно укутывали и в сере­дину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Так ме­довый напиток подтолкнул к изоб­ретению русского самовара, извес­тного во всем мире.

Успенский пост по длительнос­ти недолог, а по строгости пощения приписывается к Великому посту. Несмотря на свою строгость этот пост на Руси считался самым приятным, легким, благодаря по­спевшим овощам и фруктам. Народ о нем сложил поговорку: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Спасовкой этот пост называли по­тому, что он связан с тремя праздниками – Спасами – в честь Всеми­лостивого Спаса Иисуса Христа.

Первый Спас приходится на нача­ло поста, второй – на середину, тре­тий – на первый день после его окончания. В каждый из Спасов благославляются некото­рые продукты питания нового уро­жая. Поэтому в народе их называют «медовый», «яблочный» и «ореховый».  Ореховый Спас именуется ещё «мокрым» или «хлебным», потому что в этот день всегда совершались водосвятные молебны и в некоторых местностях освящался новый урожай хлеба. Хотя по церковному календарю каж­дому из них соответствует другое название: медовому — Происхождение (изнесение) Чест­ных Древ Животворящего Креста Господня, яблочному — Преображение Господне, ореховому — Перенесение из Едессы в Констан­тинополь нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Завершается Успенский пост 28 августа праздником Успения Пресвятой Богороди­цы. Это последний двунадесятый праз­дник церковного года. Слово «успе­ние» означает «кончина». Успение Божией Матери отмечается в честь окончания Ее земной жизни и пре­ставления к жизни Небесной.

Одно из ранних упоминаний о посте «осеннем, положенном в осьмом меся­це» (Ред.: Успенском) есть у Льва Великого, который уже называет этот пост древним установлением. В соборном опреде­лении 1166 г. при Константинополь­ском Патриархе устанавливался единообразный порядок соблюде­ния этого поста в Восточных Церк­вах. Устав запрещал в течение всего поста, кроме праздника Преображения, вкушение рыбы. По субботам и вос­кресеньям дозволялась вареная пища с растительным маслом, во вторник и четверг – без раститель­ного масла, а в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение. В современной церковной традиции этим постом не благословляется употреблять мясо-молочные и рыбные продукты (вкушение рыбы разрешается только 19 августа в праздник Преображения Господня).



Comments are closed.