Празднование Казанской иконе Божией Матери в Казанском мужском монастыре города Тамбова

21 июля 2012 года в день памяти явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани епископ Тамбовский и Мичуринский совершил Божественную литургию в Казанском мужском монастыре города Тамбова. За богослужением Его Преосвященству сослужили настоятель храма в честь святого Лазаря Четверодневного протоиерей Виктор Шальнев, клирики Казанского храма Казанского мужского монастыря игумен Серафим (Тюлюкин), иеромонахах Никон (Ломонов), священник Антоний Лозовский и клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова диаконы Сергий Гайдаш и Константин Полозов.

Накануне праздника, вечером 20 июля 2012 года,  в Казанской мужской обители Преосвященнейшим Владыкой Феодосием было совершено Всенощное бдение.

В день престольного праздника в Казанском мужском монастыре после окончания Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма, во время которого епископ Феодосий посетил часовню над могилой архиепископа Евгения (Ждана) и молитвенно поклонился перед гробницей с его честными останками.

В проповеди, произнесенный в этот день, Преосвященнейший Владыка вспомнил исторические события, произошедшие в год чудесного явления иконы Божией Матери в Казани.

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» — автограф Святейшего Патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. В  царствование Ивана Грозного, в 1579 году, спустя 27 лет после завоевания Казани, в городе вспыхнул большой пожар, от которого Казань сильно пострадала. В числе других сгорел дотла дом и одного стрельца. Он собрался строить новый неподалеку от пожарища, но тут возникло неожиданное препятствие. У стрельца была восьмилетняя дочка Матрена. Во сне она увидала Божию Матерь, которая велела ей объявить всем, что под остатками сгоревшего дома в земле находится икона с ее ликом и, пока образ не обретут, строиться нельзя.

Весть о чудесной находке быстро разнеслась по всей Казани. К месту явления иконы собирались толпы верующих. Архиепископ Иеремия с крестным ходом перенес ее в ближайшую церковь, где священником был священник Гермоген, впоследствии патриарх Московский. У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. На месте, где была найдена чудотворная, построили монастырь, слава о котором быстро распространилась по всей Руси.



Comments are closed.