Объединить усилия Церкви, государства и общества по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи

Законодательный аспект региональных инициатив по развитию непрерывной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи стал центральной темой обсуждения 14 марта на заседании круглого стола «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодежи: законодательный аспект, проблемы и пути решения». Инициаторами его проведения выступили Комитет Государственной Думы по образованию совместно с Тамбовской областной Думой.

Заседание круглого стола было приурочено к проведению Попечительского совета по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» на примере реализации системы непрерывного духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательных учреждениях Тамбовской области.

В заседании круглого стола приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Российской академии образования, Центрального Совета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, депутаты Тамбовской областной Думы, представители государственных органов власти 33 субъектов Российской Федерации, педагогической и родительской общественности, общественных объединений и организаций. Тамбовскую митрополию на заседании круглого стола представлял заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства протоиерей Игорь Груданов.

Главной темой заседания стало обсуждение нового Федерального закона «Об образовании», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Выступающие отметили, что новый закон содержит «нишу» для реализации духовно-нравственного образования. В Статье 14 «Общие требования к содержанию образования» в пункте 2 «Содержание образования должно обеспечивать» среди прочих требований значится абзац, введенный Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ формирование духовно-нравственной личности. А в 87-й статье закона отражено право духовных образовательных учреждений реализовывать программы среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, что дает возможность готовить преподавателей модуля «Основы православной культуры» в православных вузах и духовных семинариях.

В указанной статье говорится о том, что традиционные религии России имеют право участвовать в подготовке и экспертизе учебных программ по религиозной культуре, осуществлять конфессиональную экспертизу соответствующих учебных пособий, — пояснил заведующий Отделом  религиозного образования, катехизации и миссионерства протоиерей Игорь Груданов. — В новом законе закреплена и практика преподавания основ религиозных культур и светской этики в светской школе. Но несмотря на эти прогрессивные моменты в новом документе об образовании имеются и недоработки. Например, некоторые понятия из области религиозной культуры в светской трактовке иногда приобретают смысл, в корне отличающийся от того, который в него вкладывают те или иные религиозные конфессии. Также в законе нет положения о равном финансировании государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных учреждений, к которым, в частности, относятся православные детские сады, школы и гимназии, созданные религиозными организациями.

После выступлений участников заседания круглого стола рекомендации, предложенные ими для рассмотрения федеральными и региональными органами государственной власти, будут направлены организаторами мероприятия на развитие регионального законодательства, которое должно соответствовать новому Федеральному закону «Об образовании», а также отвечать требованиям разработанной общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики, внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания молодежи.

15 марта участникам круглого стола был предложен практический опыт по осуществлению системы непрерывного духовно-нравственного и патриотического образования на примере Тамбовского многопрофильного кадетского корпуса, Татановской СОШ, филиала Новолядинской СОШ села Тулиновка, отделения «Православная педагогика» Тамбовского педагогического колледжа, а также Музейно-выставочного центра Тамбовской области, на базе которых реализуются региональные программы.

Фотография использована с сайта Тамбовской областной Думы



Comments are closed.