В четверг первой седмицы Великого поста митрополит Феодосий молился в Спасо-Преображенском кафедральном соборе

5 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий молился за уставным богослужением в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова. 

По окончании утрени, часов, изобразительных и вечерни Его Высокопреосвященство совершил заупокойную литию в сослужении клириков собора.

По завершении богослужения глава митрополии сердечно приветствовал клириков и прихожан храма с четвергом первой седмицы Великого поста. В этот день мы продолжаем возносить усердные молитвы ко Господу, чтобы он помогал нам преодолевать многочисленные искушения, возникающие на пути людей, ступивших на путь следования Божиим заповедям. Диавол делает все, чтобы мы оступились и свернули с дороги, указанной Спасителем, что часто происходит со многими нашими современниками. Блуждая по пути жизни, такие люди не видят конечной цели. В результате к ним подступает уныние, поскольку не находится должного применения тем силам, которые получает каждый человек от Бога, и такие люди терпят фиаско. Христиане имеют преимущество в том, что им известна конечная цель их земного бытия. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 32), — говорит Господь. И в этом постоянном искании Царства Божия заключен смысл жизни христианина.

Искание это не подразумевает преодоления больших расстояний. Царство Божие находится не в соседней или отдаленной области, оно рядом — оно в нашем сердце: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Однако часто мы не замечаем этого, потому что самые добрые ростки в нас заглушаются грехами, которые накапливаются, накладываются пластами, и мы не находим в себе сил исповедать их. В нашем сердце они заполняют постепенно все пространство, так что в него уже не пробивается Закон Божий. Царства Божия становится не видно внутри нас, потому что мы сами поселили в себе царство тьмы.

Но как бы глубоко мы ни падали, не следует предаваться отчаянию, ибо Господь пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников. Он хочет спасения каждому из нас, и за каждого пролита на кресте Его животворящая Кровь. Это свидетельство безмерной любви Бога к человеку, и Он будет всегда помогать нам, каким бы трудным не был этот путь в Царство Божие. И если мы идем с Богом по этому пути, то диавол не сможет помешать нашему восхождению, он никогда не сможет одолеть Бога. Ему лишь остается слегка жалить и уязвлять нас, но если мы не будем поддаваться его воле, то диавол не способен сбить нас с избранного верного пути.

На пути в Царство Божие мы должны приобретать те добродетели, о которых молится преподобный Ефрем Сирин: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему…» Мы повторяем слова этой молитвы в течение всего Великого поста, чтобы перечисленные добродетели поселились в нашем сердце и изгнали оттуда все нечистое. Сердцу нашему необходимо ощутить смирение, нищету духовную, чтобы мы понимали, что нечем нам гордиться, если в сердце переполнено грехами. Это только первая ступень восхождения к Богу, и, не ступив на нее, нельзя подняться к вершине.

Еще одной важной ступенью является терпение. Проявляя терпение, мы преодолеваем и подавляем в себе дурные качества и помыслы: зависть, раздражение, гнев, которые губят человека. И это большой духовный труд, потому и сказано в Священном Писании: «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают его» (Мф. 11, 12). Это означает, что необходимо предпринимать усилия, чтобы переходить от одной ступени к другой, возрастая духовно, так как, не победив гордыню, не обретя смиренномудрия, невозможно обрести высшую добродетель — любовь. Только тот, кто трудится ради своего спасения, достигает Царствия Божия, а проявляющий леность, ничего не достигает, о чем гласит народная мудрость: «Под лежачий камень вода не течет».

В завершение проповеди Его Высокопреосвященство пожелал всем подвизающимся на поприще поста укрепляющей силы Божией в следовании по пути спасения.



Comments are closed.