В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Феодосий совершил Божественную литургию в храме в честь прп. Амвросия Оптинского г. Тамбова

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в храме в честь преподобного Амвросия Оптинского г. Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма священник Алексий Злобин, а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.

По завершении праздничного славления глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Наступили подготовительные к Великому посту недели, и одна из них — Неделя о мытаре и фарисее. В этот день Церковь предлагает нам Евангельское чтение, хорошо знакомое многим верующим, в котором повествуется о том, как два человека пришли в храм помолиться — один фарисей, а другой мытарь. Насколько же различались их молитвы! Фарисей благодарил Бога за то, что он не такой, как все: не ворует, не прелюбодействует, отдает десятину, постится, как положено по закону Моисееву. Мытарь же не произносил много слов, а лишь взывал к Богу от всего сердца: «Боже, милостив буди мне, грешному».

«Сказываю вам, что сей [мытарь] пошел оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]» (Лк. 18, 14), — сказал в заключение притчи Господь Своим ученикам. Возможно, у некоторых людей возникает недоумение, почему Спаситель вынес такой приговор? Ведь мытари — это были люди, к которым их современники относились со страхом и презрением. Они собирали подати и порой забирали у своих соотечественников последнее имущество, могли обманывать и преследовать их, жестко требуя уплаты. Возможно, таким же был мытарь, который пришел в тот день помолиться в храме.

Фарисей же был человеком праведным, регулярно посещал храм, приносил жертвы, постился, то есть исполнял все требования закона Моисеева. Однако, по слову Спасителя, он ушел менее оправданным, чем мытарь, которого он так же презирал, как и его соотечественники. Его молитвенное воздыхание к Богу выражало не только благодарность Создателю, но еще и пренебрежение к мытарю, который стоял неподалеку от него.

«Молитва есть общение и единение человека с Богом», — говорит преподобный Иоанн Лествичник. Однако важно, с каким настроением мы обращаемся ко Господу, произносим ли механически слова молитвы, или всем сердцем, всем существом взываем к Творцу. Святые отцы называют внутреннюю искреннюю молитву слезной, потому что во время нее сердце должно плакать от осознания своих грехов.

Слезную молитву возносил Богу мытарь, потому что понимал, что ему нечем хвалиться: вряд ли он отдавал десятину и часто ходил в храм, возможно, и пост не соблюдал. Охватившее его раскаяние не позволяло ему даже очи возвести на небо, поэтому он стоял, потупив взор в пол и ударяя себя в грудь, умолял Господа о милости: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13).

Как много смысла было заключено в этих словах!  В них содержалось глубокое осознание мытарем того, как много недолжного он соделал в своей жизни, искреннее раскаяние в грехах и истинное смирение без тени мнимой фарисейской праведности. В них заключалась и великое упование, которое он возлагал на Создателя, надежда, что Творец слышит его. Сердечное смирение и самоукорение мытаря не остались не замеченными Господом, и потому он ушел из храма более оправданным, чем тот, кто гордился своими, казалось бы, благочестивыми делами.

Фарисей шел по жизни с высоко поднятой головой, считая себя достойным любых Божиих милостей. Он не ждал, когда Господь оценит его деяния, его духовное устроение, но сам себя возвысил, воздвигая тем самым между Создателем и собой непреодолимую стену. «Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору», — предупреждают святые отцы. Гордыня мешает многим из нас соделывать свое спасение. Часто, приходя на исповедь, мы так же, как фарисей, начинаем перечислять свои достоинства или пеняем на кого-то, оправдываем себя тем, что вынуждены совершать недостойные поступки под давлением других людей или обстоятельств. Как фарисей, мы считаем, что исполняем церковные правила, молимся, исповедуемся, постимся, а по сути, не умеем искренне каяться, чтобы сердце плакало о грехах, механически вычитываем слова молитвы, осуждаем ближних и превозносимся над ними.

Господь же говорит: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23, 26), и ничего другого у нас Творец не просит. Только чтобы наше сердце было мягкое от молитвы, чтобы оно не было отягчено грехами, чтобы оно исторгало искренние слова покаяния. Только такое сердце угодно Богу!

Митрополит Феодосий еще раз поздравил верующих с воскресным днем и пожелал, чтобы Господь помогал им очищать свои сердца молитвой и покаянием.



Comments are closed.