В Тамбовской духовной семинарии состоялось очередное заседание молодежного православного лектория на тему: «Византийская икона»

20 ноября 2014 года в Тамбовской духовной семинарии состоялось очередное заседание молодежного православного лектория. Перед слушателями выступил художник-иконописец Михаил Викторович Никольский с лекцией «Византийская икона».

Михаил Викторович раскрыл перед слушателями специфику иконографической традиции на примере иконописных коллекций двух древних монастырей – монастыря Святой Екатерины на Синае и Ватопедского монастыря на горе Афон.

Монастырь Святой Екатерины расположен в центре Синайского полуострова у подножия библейской горы Синай. Здесь хранится бесценное собрание древних икон, которых не коснулось иконоборчество. На время об этом месте было забыто. Причиной тому – отдаленность от шелкового пути и территориальная независимость от Византийской империи.

Самые древние иконы монастыря датируются VII веком. Выполнены они в технике энкаустики путем формирования образа из нагретого воска с добавлением пигментов с преобладанием желтых, красных, коричневых и черных тонов. По словам Михаила Никольского, сегодня данная технология изготовления икон почти не используется, так как считается, что более тонкая проработка образа возможна только за счет многослойной поэтапной прорисовки художественных элементов иконы.

Часть икон, хранящихся в монастыре Святой Екатерины, относятся к периоду до X века. Написаны они красками в уже более разнообразном цветовом исполнении. Существует немало копий икон, созданных в XII-XIII веках, очевидно в целях заполнения ими новых строений монастыря. Икон правления династии Палеологов здесь хранится немного, тогда как икон мастеров Критской школы можно встретить достаточно. Эти работы датируют XV- XVII веками. Часть из них содержит итальянские художественные веяния.

Лектор особенно отметил мозаичную икону XII века «Богоматерь Одигитрия», поражающую стоящего перед ней человека высочайшей техникой исполнения образа путем применения мельчайшей мозаики, создающей даже при близком рассмотрении целостное объемное изображение Богородицы.

Также в монастыре Святой Екатерины хранится икона-триптих XIII века, изображающая Богородицу и события ее жизни до Благовещения, являющая чудотворной.

Михаил Никольский лично побывал в данном монастыре, что, безусловно, отразилось на восприятии материала, представленного на лектории, поданного как живой рассказ очевидца и эксперта в своей области. Помимо лекции об иконографии лектор рассказал о том, что на территории монастыря растет неопалимая купина, известная нам по библейскому тексту.

Не менее впечатляющей стала и вторая часть лекции, посвященная иконографии горы Афон, которую Михаил Никольский также оценил воочию, побывав в монастыре Ватопед. По словам лектора для иконописи горы Афон характерно присутствие в ней традиций совершенно различных школ, таких как критская, македонская, русская и т.д.

Передача одухотворенности и святости образа становится возможной благодаря наличию золотого фона на многих афонских иконах. Краски нанесены очень аккуратно и тонко. Особенно обращают на себя внимание переходы от света к тени, которые либо делают изображение более выразительным либо создают эффект парящего образа. Последнее достигается за счет светлого абриса одеяний образа на иконе или фреске.

Интересна также манера прорисовки складок изображенных на иконе одеяний. Они рисуются очень четко с глубокими тенями, которые гармонично сочетаются с плотностью изображения всего поля иконы. Дело в том, что для афонских икон характерно избегание большого количества «воздуха», поле иконы всегда насыщенно графическим содержанием.

Также Михаил Никольский поделился впечатлениями от увиденного на Святой Горе. Афон изобилует святынями, о которых знает далеко не каждый православный христианин.

К таким святыням относится икона «Отрада и утешение», с которой связано старинное предание. Утром 1320 года монахи по обыкновению направлялись к выходу из монастыря, чтобы открыть ворота, не подозревая, что к берегу причалили пираты и поджидали их, чтобы напасть. В этот момент изображенная на монастырской стене икона Богородицы, держащей Спасителя, ожила. Матерь Божья обратилась к монахам, предостерегая их от опасности. В ответ на это Младенец поднес руку к устам Пресвятой Девы Марии, останавливая Ее и говоря, что братия не достойна быть предупрежденной об этом. Богородица отвела руку Спасителя и второй раз предупредила монахов.

В таком виде эта икона замерла. Она была снята со стены и перенесена в монастырский храм. О чудотворениях, посылаемых через эту икону, свидетельствуют драгоценности, преподнесенные благодарными паломниками.
Также Михаил Никольский показал фотографии домика над древним святым источником, забившим из земли в том месте, где Богородица впервые ступила на берег Афона.

На Афоне, по словам Михаила Викторовича, время ощущается иначе. Мы ходим сегодня по тем же вымощенным полам, по которым ступала нога, к примеру Святого Григория Паламы или других великих святых подвижников. Здесь все неизменно и нерушимо. Афон – удел Пресвятой Богородицы, и под ее покровом здесь сохранилось всё — от истинной крепкой монашеской веры до древних величайших святынь православного мира, в том числе, бесценных манускриптов и икон.

Увлекательная лекция не оставила аудиторию равнодушной, о чем свидетельствовало множество вопросов в адрес лектора. Отвечая на вопросы, иконописец рассказал, что сам он работает в смешанном стиле, содержащем элементы византийской и русской школы. По его словам, иногда присутствие древних греческих иконописных мотивов воспринимается верующими с недоверием, что в большинстве случаев объясняется непросвещенностью в данной области. При этом стоит отметить, что иконы Михаила Никольского, написанные под заказ, расходятся по монастырям и храмам России.
Ограниченное количество времени не позволило лектору коснуться русской иконографической традиции. Поэтому в ближайшем будущем ожидается еще один лекторий, посвященный русской иконе как отдельному самобытному направлению иконописи.

 



Comments are closed.