Возрождение Талинской Поляны и возникновение на ней первых поселений связано с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского.

C незапамятных времен наш край, основным населением которого были финно-угорские племена мордвы и мещеры, подвергался опустошительным набегам степных кочевников. В XIII веке это были орды Батыя, затем мордовские земли подпали под безраздельную власть татарских князей, а после взятия войсками Иоанна IV Казани и Астрахани до середины XVII века не прекращались нападения крымских татар.

Для успешной христианизации местного населения и строительства храмов требовались значительные средства, поэтому немаловажное значение в освоении земель имели монастыри, в том числе такие большие, как Мамонтов и Троицкий. Но ко времени возведения архимандрита Питирима в сан епископа Тамбовского и Козловского (15 февраля 1685г.) эта кафедра была поставлена в крайне неблагоприятные условия. 20 июня 1682 г. указом великих государей Мамонтов монастырь был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю, а Троицкий возвратился под власть Чудова монастыря. Таким образом, наша кафедра осталась совсем без угодий. В Тамбове не было полного штата для архиерейского служения, а также достаточной ризницы и других необходимых принадлежностей. Но самое главное — вновь открытая кафедра не была обеспечена надлежащими средствами [2]. Все эти обстоятельства поставили Преосвященного епископа Питирима перед необходимостью начать хлопотливое дело об освоении новых земель и приобретении необходимых для епархии вотчин.

Знакомясь с краем, во время своего пребывания на Тамбовской кафедре (15 февраля 1685 г. – 28 июля 1698 г.) епископ Тамбовский и Козловский Питирим узнает, что в Тамбовском уезде, по рекам Талинке и Керше, есть свободная и никем не занятая ковыльная земля. Не теряя времени, святитель 8 июля 1686 г. написал в Москву челобитную царям Иоанну и Петру, в которой указывал: «В Тамбовском уезде в лесу Талинская поляна вниз по реке Керше, по обе стороны, лежит ничейная земля. Тамбовский архиерей, слуга ваш и богомолец, челом бьет, дабы отказали эту землю ему для пашни и селитьбы крестьян» [3].

В то время Талинская Поляна представляла собой открытое степное урочище с равнинным рельефом на восточной окраине Ценского леса и имела форму трапеции с юга на северо-восток по водоразделу рек Ляда, Талинка, Керша. Протяженность ее составляла около 40 км. В настоящее время в крайней южной точке располагается с. Малая Талинка, на севере — с. Казывань.

Вот что известно о возникновении этой Поляны из отказных книг воеводы Ивана Леонтьева, присланных в приказ Большого Дворца в 1694 г. Изначально место это, по преданию старожилов, называлось не Поляна, очищенная от леса, а Талинский Угол. Начиналась она от заповедного Ценского леса и выходила в большую степь к дороге, которая пролегала в Воронеж, а с другой стороны ее окаймлял смешанный лес, соединившийся с Кершинским лесом. Обосновывая свое разрешение, данное святителю Питириму для создания поселений в этих местах, воевода указывал, что опасаться набегов новопоселенным крестьянам не стоит, так как с двух сторон защищает Поляну густой лес, а от степи прикрывает ее река Керша, «весьма неприступна и крепка» [4].

Название Поляны имеет несколько значений. «Тала» изначально в тюркских языках означает поляна, степь, долина, открытая местность среди леса. Возможно, первые степные жители в IX-X веках так называли эту территорию, затем это название закрепилось за Поляной. По другой версии, название происходит от характера растительности: «тальника, кустовой ивы, ветлы» и ее зарослей по берегам рек. Есть еще одна версия: слово «талинка» – это русифицированное мордовское талай ляй — длинная река (ручей) [5].

В 1688 году на древней мордовской лесной дороге, на месте впадения речки Трегуляй в Цну, святителем Питиримом был построен Иоанно-Предтеченский монастырь. Одной из главных задач обители было Крещение мордовских язычников, живших в Ценском бору и на Талинской Поляне. Прямая лесная дорога из Трегуляевского монастыря проходила через Сергиевскую Ляду в село Нижнеспасское, вотчину Рязанского Спасского монастыря. Другая дорога шла на р. Шевырляй, Талинку и далее в сторону Кадома [6].

После ходатайства святителя Питирима от 8 июля 1686 г. приказ Большого Дворца потребовал от Тамбовского воеводы обстоятельных сведений о земле и угодьях. Но воеводы Алексей Лутохин и его преемник Лаврентий Дулов, обязанные заняться этим делом, не исполнили этого указа. Только уже следующий воевода Александр Нестеров, после нового прошения святителя Питирима, в 1691 году сделал надлежащее распоряжение по этому делу. В 1692 году подполковник Павловский с девятнадцатью полковыми казаками произвел подробный осмотр и исследование просимых для Тамбовской кафедры земельных владений и, согласно ходатайству, «отказал в пользование» Преосвященному епископу Питириму Талинскую Поляну, в которой было 500 десятин пахотной земли и 200 десятин сенных покосов.

Желая завести правильное хозяйство и поселить на этой земле крестьян, святитель Питирим в 1692 году просил о выдаче «ввозной грамоты», необходимой для введения во владение землею и угодьями Талинской Поляны. Однако жители Стрелецкой слободы пожаловались Тамбовскому воеводе на «великое утеснение», причиненное вырубкой леса в их старинных вотчинах. Воевода Нестеров переслал жалобу в приказ Большого Дворца, откуда ему дан указ лично расследовать дело, а приказным людям Тамбовского епископа воспретить всякие постройки и порубки на Талинской Поляне. Через это отвод Поляны в собственность Тамбовской кафедры был задержан [7].

Святитель Питирим должен был разъяснять правительству, что воевода прислал ложное прошение Тамбовских жителей, в котором они пишут ложно, будто на Талинской Поляне чинится в заповедном лесу порубка. Этим ложным прошением была остановлена передача Поляны храму Преображения Господня, даже несмотря на то, что после прежнего прошения святителя с 1686 года о той Поляне спора ни от кого не было, и во время спора та Поляна была ничья [8].

Долина реки Керши

Более двух лет длилась эта переписка. Как позже было выяснено, Талинская Поляна, в отличие от заповедного Ценского леса, не входила в вотчину земцев [9]. Благодаря настойчивости и юридической опытности, Преосвященный епископ Питирим смог воспользоваться царским указом 1673 г., по которому разрешено давать епископам из необжитых полей по 1200 четвертей (Десятина посева равнялась двум четвертям, а сенные покосы измерялись копнами, которых на десятине считалось 10). Тамбов не входил в число 29 названных в указе городов. Тем не менее, святитель Питирим, ссылаясь на то, что Тамбовской кафедре в указанное число земли не дано, просил отвести ему из Талинской Поляны 900 четвертей. 5 ноября 1694 г. стольником и воеводой Иваном Леонтьевым эти 900 четвертей были отведены в урочищах на р. Талинке и по Савенью и по р. Керше и по обе стороны сенные покосы за речкой Кершей к ржавцу Казыванью [10].

После этого уже тамбовскими солдатами была сделана новая попытка отнять данную землю, но и она оказалась неудачной. Московского выборного полка генерала Петра Ивановича Гордона солдаты тамбовские жители просили, чтобы и им была отведена земля на Талинской Поляне. Опасаясь при новом отводе за целостность своего участка, святитель Питирим поспешил подать спорное прошение и ходатайствовал о выдаче ему выписи на землю по урочищам. 22 декабря 1694 г. выпись была дана, а 19 сентября 1695 г., по челобитью Преосвященного епископа Питирима, его владения на Талинской Поляне были отмежеваны от соседних «поместных» дач тамбовцев дворян и детей боярских [11].

Сколько же трудов и беспокойств, каких молитвенных подвигов, здоровья и сил потребовалось святителю Питириму в течение 10 лет, чтобы Талинскую Поляну окончательно отдали собору Боголепного Преображения Господня? И после всех этих событий деятельность святителя Питирима по возрождению Талинской Поляны только начиналась.

После долгих трудов святитель Питирим получил Талинскую поляну, в которую вошли сенные покосы и пашни на 900 четвертей. Доходы с полученных угодий обеспечивали нужды епархии, что помогло осуществлению замыслов святителя при создании новых монастырей, постройке каменного кафедрального собора и развитию благотворительности.

Одновременно с хлопотами о Талинской Поляне святитель вел очень сложные дела по укреплению и ограждению вотчин трех монастырей, пожалованных ему при поставлении на Тамбовскую кафедру. Как видно из жалованной грамоты, Чернеев монастырь имел 4 села (Чернеево, Княжево, Высокое, Покровское) и монастырскую слободку. За Успенским монастырем, что на Проломе, было 17 дворов крестьян, 49 четвертей пашни, сенных покосов 6 десятин и 2 десятины леса. Вышенская пустынь имела 89 четвертей пахотной земли, 70 десятин покосов и рыбные ловли по рекам Цне и Выше [12].

Святитель Питирим был вынужден ограждать вотчины Чернеева монастыря от своевольного вмешательства донских казаков, расхищавших пчельники и рыбные ловли по рекам Хопру и Савале. Другим, не менее хлопотливым делом было приобретение 600 десятин земли дикого поля по реке Ките в пользу Вышенской пустыни. Но так как это поле прилегало к владениям Кириллова монастыря, то челобитье епископа Питирима долго лежало без движения. Через 5 лет он подал новое прошение, и дело было решено в пользу Вышенской пустыни [13].

Русло реки Керши

Большим и существенным неудобством было то, что приписанные монастыри были за пределами Тамбовской епархии. Это обстоятельство привело к большому конфликту, имевшему для Талинской Поляны огромное значение. Считая себя в ведении Тамбовского епископа, духовенство и крестьяне Чернеевских сел перестали платить пошлины в Рязанскую казну. Это вызвало жалобы со стороны митрополитов. Чтобы устранить нежелательные столкновения с Рязанскими архипастырями, святитель Питирим с благословения Патриарха Адриана стал переводить крестьян из вотчин Чернеева монастыря «на селитьбу» в Тамбовский уезд, на реки Корочан и Кершу. Благодаря такому перемещению, на Талинской Поляне появились вотчинные села: Спасское (Большая Талинка), Богородицкое (Малая Талинка), Троицкое (Керша) и Казыванье. Тем самым было оказано содействие естественному росту приходов, а через это увеличению числа храмов [14].

Таким образом, трудами и молитвами святителя Питирима владения Тамбовской архиерейской кафедры значительно увеличились, и началось заселение и христианизация Талинской Поляны и юго-восточного района Тамбовского края. Однако смерть святителя Питирима (28 июля 1698 г.) не дала ему возможности воспользоваться плодами своих хозяйственно-экономических трудов. Многое из того, что святителем было воплощаемо в жизнь, осталось незавершенным. Незавершенным остался и кафедральный Спасо-Преображенский собор. Не удалось в полной мере воспользоваться плодами этих дел и преемнику святителя Питирима – епископу Игнатию. В 1701 году после закрытия Тамбовской кафедры вотчины Тамбовского архиерея были отписаны в казну [15].

Епархия была закрыта до 1758 года, вотчины розданы частным землевладельцам, но сколько лишений пришлось претерпеть крестьянам Талинской Поляны в эти годы.

В 1721 году по просьбе митрополита Стефана Яворского часть тамбовских архиерейских вотчин была приписана к Рязанской кафедре, часть сел и поместий отошла камер-юнкеру Василию Петровичу Поспелову. Часть земель, лесных угодий Малоталинской Поляны получили Сазонов, Петров, Хвощинские и другие мелкопоместные дворяне [16].

Василий Кузин

Библиография

  1. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1988. С. 8
  2. Тамбовские епархиальные ведомости. 1913. №49. С. 1532
  3. Летопись села Большая Талинка / Сост. Делицина М.Н., Лимонова Н.И., Косова Е.И. Тамбов, 2001.
  4. ТЕВ. 1885. №6. С. 359
  5. Юдин Б.И. Новая Старая Ляда. Историческая хроника. Тамбов, 2004. С. 241
  6. Там же. С. 24
  7. ТЕВ. 1898. №47. С. 1248
  8. ТЕВ. 1885. №6. С. 356
  9. Там же. С. 356
  10. Там же. С. 359
  11. ТЕВ. 1898. №47. С. 1249
  12. ТЕВ. 1898. №47. С. 1250
  13. Там же. С. 1250
  14. Там же. С. 1250
  15. ТЕВ. 1885. №6. С. 364
  16. Юдин Б.И. Указ. соч. С. 26